Отдел образования администрации города Саки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ляле»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 1 «Ляле»
(протокол № 1 от 30.08.2024г)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая
МБДОУ «Детский сад
№ 1 «Ляле»
__________ / Д.А.Бекирова/
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ от 1,6 до 7 лет
« ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Саки,2024
1
№
п/п
Содержание
Стр.
1
Паспорт программы
3
2
Пояснительная записка
5
3
Цель и задачи программы
5
4
Основные принципы
5
5
Особенности программы
6
6
Основные пути реализации программы
7
7
Планируемые результаты
9
Система мониторинга достижений детьми планируемых
результатов
10
8
9
Планирование работы по темам
11
10
Перспективное планирование для детей от 1,6 до 7 лет
12
Примерный перечень художественной литературы, дидактических,
сюжетно-ролевых и творческих игр.
22
11
12
Список литературы
27
2
1. Паспорт программы
Наименование
программы
«Школа здоровья» – модифицированная программа по формированию
основ здорового образа жизни у детей от 1,6 до 7 лет
Основание для
разработки
Программы
Заказчик Программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326);
Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
от
17.10.2013
N
1155
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Приоритетный национальный проект «Образование»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об
образовании в Республике Крым",
Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении
санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.359020 от 27.10.2020 №2 «Санитарно эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»,
Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении
санитарно – эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 от
28.09.2020 №28 «Санитарно эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении
санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
от 28.01.2021 №2 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении
санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20 от
30.06.2020 №16 «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVI-19)».
Родители, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 1«Ляле»
Алиева Анифе Ризаевна– заместитель заведующего по ВМР
Составители
МБДОУ «Детский сад № 1 «Ляле»
Программы
География программы Республика Крым, город Саки, ул. Аиш, д. 1
Исполнитель
Программы
Целевые группы
Цель программы
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 1«Ляле»
Дети от 1,6 до 7 лет
Семьи воспитанников
Педагогические работники ДОУ
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и
безопасности жизнедеятельности у всех участников образовательного
процесса.
3
Предполагаемые
результаты
реализации
программы
В результате поэтапной, систематической, работы с участниками
образовательных отношений:
Повысится уровень представлений о ценности здорового образа жизни,
овладении его элементарными нормами и правилами;
Обогащение кругозора воспитанников в части представлений о
возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения
здоровья и жизни, безопасности окружающей природы;
Повысится количество
детей,
самостоятельно использующих
имеющиеся представления о ценности здорового образа жизни в
повседневной жизни;
Приобретение практических навыков свободного общения с взрослыми
и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения,
способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в
стандартных опасных ситуациях и др.;
Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах
здорового образа жизни.
4
2. Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором
благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни,
соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и
формированию основ культуры здоровья и безопасного поведения в обществе. В дошкольный
период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому формировать у детей
потребность в здоровом образе жизни необходимо уже в этот возрастной период.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для
повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, и
предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления
здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является
всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Одним из средств решения обозначенных
задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей
дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный
на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем
жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной
задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности для умения
применить полученные знания в реальной жизни, на практике.
Применение в работе ДОУ программы по формированию основ здорового образа жизни будет
способствовать повышению качества воспитательно-образовательного работы, формированию у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку; формированию
положительной мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
3. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и безопасности
жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса. Всестороннее развитие личности
ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и
укреплении здоровья.
Задачи программы:
1. Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных
продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета.
2. Формирование навыков разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных
ситуациях.
3. Формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в
ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
4. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о
возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни,
безопасности окружающей природы.
5. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов
безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в
стандартных опасных ситуациях и др.
4. Основные принципы
1. Принцип системности – деятельность по реализации программы проводят в течение целого
года при гибком распределении содержания в течение дня.
5
2. Деятельностный принцип – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и
другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.
3. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже
освоенное в предыдущем.
4. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
5. Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет –
наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).
6. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном
процессе.
7. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической
помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию
специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические,
личностные способности и возможности воспитанников.
5. Особенности программы.
Программа «Азбука здоровья» посвящена актуальной проблеме – формированию у детей
дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни
реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа
ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического,
психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Программа рассчитана для работы с детьми от 1,6 до 7 лет. Содержание программы включает в
себя познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с
практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в
повседневной жизни. На первый план выступает не только задача физического развития детей,
сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно
важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Программа имеет 2 направления:
Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и
физическом развитии ребенка данного возраста, а также в связи с актуальностью проблемы
ортобиоза. В нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.
Первый уровень – информативный.
Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде, образе жизни, об одежде и
элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать, соблюдать
правила безопасности. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми
живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.
Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как
стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе,
своему состоянию и настроению. Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а
также для самопроверки детям предлагаются различные игры и задания. Ведущей формой
организации детей является ролевая игра.
Конечная цель программы – выработка осознания необходимости здорового образа жизни у
дошкольников.
6
6. Основные пути реализации программы
Программа состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность». В группах в
течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Одно и то
же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим
возрастным особенностям детей. Материал данной программы реализуется вовремя непосредственно
образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в
режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма
организации детей.
Непосредственно образовательная деятельность:
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных
произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных
образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Специально организованная деятельность:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);
-НОД по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические,
комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками, степ аэробика,
скалолазание);
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
- оздоровительный бег, босохождение по дорожкам здоровья в помещении и на улице;
- динамические паузы;
- гимнастика побудка (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия,
нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику,
развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на
напряжение и расслабление, игровой массаж);
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным
коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
- рациональное питание;
- психологическая поддержка;
- проектная деятельность;
- прием детей на улице в теплое время года;
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортивных уголков в группах
Совместная деятельность детей и педагога:
Наблюдения на прогулке, ситуации, общение, дидактические игры, продуктивная деятельность,
игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная
работа по здоровьесбережению, подвижные игры, спортивные праздники и развлечения, участие в
соревнованиях, коммуникативные игры, походы, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами
движений, Дни здоровья.
7
Интеграция с другими образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы:
совместная физкультурно -досуговая деятельность,
наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты,
выставки),
оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности,
посещение родителями режимных моментов,
обогащение литературы по здоровому образу жизни,
анкетирование,
вовлечение родителей в образовательный процесс «Виртуальный гость группы»
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:
дидактические игры,
рассматривание иллюстраций, альбомов,
сюжетные игры,
самостоятельная деятельность в центрах активности.
В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы.
Данный перечень используется по усмотрению педагогов с целью закрепления знаний и
осуществления личностно-ориентированного подхода.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с
ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению
при выполнении определенных ситуационных задач.
Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а
целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся
у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия,
самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче
разнообразного содержания. Используются ситуационные задачи разных типов. Это и построение
задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных
задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей. А также задачи из реальной
жизни, задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.
Условием интеграции становится насыщение разных видов детской деятельности (игра,
экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового
образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного
отношения к данному процессу.
Программа охватывает все виды деятельности дошкольника, и осуществляется в совместной
деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость программы заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное
отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о
необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что
она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через
различные формы творчества детей.
8
Для более углубленного раскрытия отдельных тем воспитатели используют проектную
деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей и их проблемами. Все
направления проекта объединяет игровой метод, который придает воспитательно –
образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует
развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Для реализации программы необходим специально подобранный материал, оборудование,
специально организованная предметно-развивающая среда. Необходимо привлечь к решению этой
проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и
здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у
детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.
Реализация программы будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к
сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни. Выраженная субъективность
дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного
образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и развития детей.
Формы и режим занятий
Программа предназначена для детей 1,6 -7 лет и рассчитана на 4 года обучения. Обучение
осуществляется во всех видах деятельности детей - от 10 до 30 минут в группах дошкольного
возраста.
Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверке
изученного:
викторины,
конкурсы,
выставки,
развлечения.
Формы организации учебного процесса:
-коллективный
-индивидуально-групповой
Методы и формы обучения
Программой предусматривается использование традиционных , инновационных форм и методов
учебной деятельности.
Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:
1. Словесный (рассказ, беседа, диалог)
2. Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
3. Графический (составление схем)
4. Практические задания (упражнения на логику)
5. Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)
Для реализации программы используются элементы различных инновационных технологий:
1. Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника,
является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации,
дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические
работы).
3. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение).
4. Элементы здоровьесберегающих технологий.
7. Планируемые результаты.
Результатом освоения программы «Школа здоровья» становится ребенок, не только овладевший
основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные
возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа
жизни.
Это ребенок, который:
9
имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и
общества в целом.
знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей
самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам,
сверстникам, взрослым и предметному миру;
осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность,
доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить
его.
8. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
Механизм оценки получаемых результатов
Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы
№
Критерии
Показатели
Запоминание и
воспроизведение учебного
материала
-Знание и выполнение системы закаливания и первичной
профилактики заболеваний
-Умение взаимодействовать с окружающей средой и
правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Способность понимать
значение изученного
материала
-Использовать изученный материал в конкретных условиях
и новых ситуациях
-Предполагать результат здорового образа жизни
Синтез знаний, умений в
процессе поисковоопытнической работе
-Умение ставить проблемную задачу и путем
опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая
вывод
4
Оценка результатов работы
-Умение критично оценивать результаты своего труда и
товарищей
5
Творческая активность
-Проявление интереса, любознательности, инициативности.
1
2
3
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется, по
разработанным картам даёт педагогам возможность отследить усвоение программного материала
каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока программы, что позволяет более полно
анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.
Многолетняя работа по мониторингу с использованием данных карт показала эффективность,
простоту в заполнении и обработке их.
Карты могут быть использованы в работе воспитателей всех возрастных групп, для этого разделы
отсутствующие в группах младшего возраста просто не заполняются.
Формой отчета является мониторинговые карты и диаграммы.
Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в
процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.
10
Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также
определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е.
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
9. Планирование работы по темам.
Раздел 1. Ребенок на улице
1.1. Дорожные знаки.
1.2 Опасные предметы
Правила безопасного поведения на улицах.
Твои помощники на дорогах.
Правила поведения в транспорте.
1.7. Если ребенок потерялся на улице.
Раздел 2. Ребенок и природа
2.1.Ядовитые растения и грибы.
2.2.Наши помощники растения.
2.3.Полезная и вредная еда.
2.4.Травма как ее избежать.
2.5.Ядовитые растения.
Правила поведения при общении с животными.
Не ешь снег и сосульки.
Путешествие в мир лекарственных растений.
О правилах поведения на воде.
Раздел 3. Ребенок дома
Зимой на горке.
Один дома.
О правилах пожарной безопасности Огонь – друг – огонь враг.
Правила безопасности в детском саду (в группе, на площадке, в коридоре и др.).
Раздел 4. Здоровье ребенка
Грипп и его профилактика. Закаливание.
Витамины наши лучшие друзья
Профилактика сколиоза
Врачи – наши помощники.
Детский травматизм.
Профилактика клещевого энцефалита.
Важность профилактических прививок.
Чистим зубки боремся с кариесом.
Инфекционные болезни. Профилактика кишечных заболеваний.
4.10 Тепловой удар, солнечный удар.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка
Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.
Спорт – это здоровье
5.3.. Физкультура и спорт здоровье и красота
5.4.. На зарядку становись.
5.5. Здоровым быть – себя любить.
Раздел 6. Ребенок и другие люди
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Если «чужой» приходит в дом.
11
Раздел
Месяц
Ребенок на улице
Сентябрь
Октябрь
Ребенок и природа
10. Перспективное планирование работы
Содержание
Возрастная категория
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная
деятельность,
просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Дорожные знаки.
Средняя – подготовительная к школе
группа
Опасные предметы
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Правила безопасного поведения на улицах.
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Твои помощники на дорогах.
Средняя – подготовительная к школе
группа
Инструктажи
Вводный инструктаж № 1
Группа раннего возраста –
Безопасность в общественном транспорте № 6
Подготовительная к школе группа
Правила поведения на дорогах № 10
Если встретил незнакомый предмет № 12
Игровая деятельность, игровые ситуации
Угадай транспорт, Наш друг светофор, Мы пассажиры,
Группа раннего возраста –
Зебра, Водители, Подумай и отгадай, На улице города,
Подготовительная к школе группа
Передай другому, Научим Незнайку правилам,
Автопарк, Сложи картинку и т.д.
Группа раннего возраста –
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
Подготовительная к школе группа
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Правила поведения в транспорте
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Если ребенок потерялся на улице.
Наши помощники растения.
Полезная и вредная еда.
Травма как ее избежать
Инструктажи
Как вести себя в детском саду №2
Чего нельзя брать в рот № 16
Как себя вести, если ты потерялся на улице № 17
Игровая деятельность, игровые ситуации
Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке,
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на
улице. Овощи и фрукты, Что растет в огороде, Овощной
магазин, Угадай на вкус,
Семья, Блюда национальной кухни, Кухня, Кафе,
Посади сад – огород, Больница и др.
Ребенок и природа
Ребенок дома
Ноябрь
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная
деятельность,
просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Правила поведения при общении с животными
Вторая группа раннего
подготовительная группа
Один дома.
О правилах пожарной безопасности. Огонь – друг –
огонь враг.
Правила безопасности в детском саду (в группе, на
площадке, в коридоре и др.).
Инструктажи
Пожарная безопасность № 7
Поведение в чрезвычайных ситуациях № 9
Охрана жизни и здоровья при обращении с огнем № 23
Охрана жизни при общении с животными № 14
Игровая деятельность, игровые ситуации
Пожарные на ученьях, Хорошо – плохо, Огонь друг –
огонь – враг, Я начну, а ты продолжи, Мы играем в
спасателей, Что такое хорошо, а что такое плохо и др.
возраста
–
13
Декабрь
Здоровье ребенка
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Зимой на горке
Не ешь снег и сосульки.
Грипп и его профилактика. Закаливание.
Важность профилактических прививок.
Эмоциональное
благополучие ребенка
Январь
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Младшая группа – подготовительная к
школе группы
Старшая группа – подготовительная
к школе
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Чистим зубки боремся с кариесом.
Детский травматизм.
Инструктажи
Проведение прогулки в гололед №8
Охрана жизни и здоровья при чистке зубов № 19
Правила безопасного поведения в групповых
помещениях № 20
Правила безопасного поведения в медицинском
кабинете № 33
Игровая деятельность, игровые ситуации
Найди картинку, Кому что нужно, Азбука здоровья,
Утро начинается…., Подбери предметы, Семья,
Больница, Чудесный мешочек, Полезное – вредное и т.д.
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Значение занятий физкультурой и спортом для Младшая – подготовительная к школе
сохранения здоровья
группа
14
Спорт – это здоровье
Физкультура и спорт здоровье и красота
На зарядку становись.
Здоровым быть – себя любить.
Ребенок и другие люди
Февраль
Покажем Мишке как одеваться , чтобы не простудиться
Оденем Куклу на прогулку
Запомни движенье
Инструктажи
Охрана жизни и здоровья на прогулке №21
Правила безопасного поведения в культурно массовых
местах №29
Чего нельзя делать дома №13
Игровая деятельность, игровые ситуации
Где мы были мы не скажем, а что делали покажем,
Зеркало, Испорченный телефон, Повтори движение,
Запрещенное движение, Насос и надувная кукла, Сложи
картинку, Найди отличия, Виды спорта и т.д.
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная
деятельность,
просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного
незнакомого взрослого.
Если «чужой» приходит в дом.
поведения
со
Группа раннего возраста
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Младшая – подготовительная к школе
группа
стороны Старшая – подготовительная к школе
группа
Младшая – подготовительная к школе
15
группа
16
Проблемные ситуации (не кусаюсь, не дерусь)
Группа раннего возраста –
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на Подготовительная к школе группа
улице
Инструктажи
Правила поведения в музыкальном зале № 28
Если на участок пришел незнакомый человек № 11
Проведение экскурсий за пределы детского сада № 4
Игровая деятельность, игровые ситуации
Безопасно — опасно, Собери картинку, Найти и
обезвредить, Хорошо-плохо, Да-нет, Кому что нужно,
Внимание-опасность!, Магазин, Кафе, Люди добрые,
люди злые, Доскажи словечко и т.д.
Ребенок и природа
Здоровье ребенка
Март
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная
деятельность,
просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Путешествие в мир лекарственных растений.
Ядовитые растения.
Врачи – наши помощники.
Витамины наши лучшие друзья
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Инструктажи
Безопасность детей на участке ДОУ №3
Правила безопасного поведения в раздевалке № 34
Правила безопасного поведения при просмотре
мультфильмов, диафильмов, слайдов, презентаций № 30
Правила безопасного поведения при приеме пищи № 36
Игровая деятельность, игровые ситуации
Найди картинку, Кому что нужно для работы, Азбука
17
здоровья, Утро начинается…., Подбери предметы,
Семья, Больница, Чудесный мешочек, Полезное –
вредное,, Овощной магазин, Назови правильно,
Ядовитые растения Крыма, Лекарственные растения и
т.д.
Здоровье ребенка
Ребенок дома
Здоровье ребенка
Апрель
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность(беседы,
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Профилактика сколиоза
Младшая
группак школе группа
Инфекционные болезни. Профилактика кишечных
заболеваний.
подготовительная
Правила безопасности в детском саду (в группе, на
площадке, в коридоре и др.).
Один Дома
Оденем Куклу на прогулку
Группа раннего возраста
Запомни движенье
Инструктажи
Работа с ножницами и другими специальными
Группа раннего возраста –
предметами №5
Подготовительная к школе группа
Охрана жизни при работе с кисточкой и карандашом
№22
Правила безопасного поведения при пользовании иглой ,
ножницами, спицами и крючком № 38
Правила безопасного поведения с дверью № 37
Игровая деятельность, игровые ситуации
Пожарные на ученьях, Хорошо – плохо, Огонь друг –
огонь – враг, Я начну, а ты продолжи, Мы играем в
18
Май
Здоровье ребенка
Ребенок и природа
Ребенок и улица
Эмоциональное
благополучие ребенка
спасателей, Что такое хорошо, а что такое плохо, Где мы
были мы не скажем, а что делали покажем, и др.
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Ядовитые растения и грибы
Профилактика клещевого энцефалита.
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Группа раннего возраста –
Подготовительная к школе группа
Если ребенок потерялся на улице
.На зарядку становись
Инструктажи
Летне – оздоровительный период № 18
Охрана жизни и здоровья при обращении со столовыми
приборами № 24
Охрана жизни и здоровья при работе в уголке природы
№ 31
Правила безопасного поведения при трудовой
деятельности № 32
Игровая деятельность, игровые ситуации
Безопасно — опасно, Собери картинку, Найти и
обезвредить, Хорошо-плохо, Да-нет, Кому что нужно,
Внимание-опасность!, Магазин, Кафе, Люди добрые,
люди злые, Доскажи словечко, Испорченный телефон,
Повтори движение, Запрещенное движение, Сложи
картинку, Найди отличия, и т.д.
Здоровье ребенка
июнь
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
19
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Тепловой удар, солнечный удар.
Эмоциональное
благополучие ребенка
Июль
Ребенок и природа
Здоровье ребенка
–
Группа раннего возраста
Подготовительная к школе группа
–
Группа раннего
подготовительная группа
–
О правилах поведения на воде.
Опасные предметы.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Ребенок и улица
Ребенок на улице
Группа раннего возраста
Подготовительная к школе группа
Инструктажи
Охрана жизни и здоровья при играх с мелкими
предметами, конструктором, мозаикой, материалом для
развития мелкой моторики рук № 26
Охрана жизни и здоровья при работе с
принадлежностями по ИЗО деятельности № 27
Поведение детей на воде № 15
Игровая деятельность, игровые ситуации
Больница, Спасатели на учениях, Опасно – не опасно,
Собери картинку, Найти и обезвредить, Хорошо-плохо,
Да-нет, Кому что нужно, Внимание-опасность!, Повтори
движенье, Собери картинку и т.д.
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная деятельность, просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Правила поведения в транспорте
Если ребенок потерялся на улице.
возраста
Наши помощники растения.
Полезная и вредная еда.
Травма как ее избежать
Инструктажи
20
Как вести себя в детском саду №2
Чего нельзя брать в рот № 16
Как себя вести если ты потерялся на улице № 17
Игровая деятельность, игровые ситуации
Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке,
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на
улице. Овощи и фрукты, Что растет в огороде, Овощной
магазин, Угадай на вкус,
Семья, Блюда национальной кухни, Кухня, Кафе,
Посади сад – огород, Больница и др.
Ребенок и другие люди
Август
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Совместная организованная деятельность (беседы,
продуктивная
деятельность,
просмотр
мультфильмов, видеопрезентаций)
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Младшая – подготовительная группа
Ситуации насильственного поведения со стороны Старшая – подготовительная группа
незнакомого взрослого.
Если «чужой» приходит в дом.
Младшая – подготовительная группа
Проблемные ситуации (не кусаюсь, не дерусь)
Группа раннего
подготовительная группа
возраста
–
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на
улице
Инструктажи
Правила поведения в музыкальном зале № 28
Если на участок пришел незнакомый человек № 11
Проведение экскурсий за пределы детского сада № 4
Игровая деятельность, игровые ситуации
Безопасно — опасно, Собери картинку, Найти и
21
обезвредить, Хорошо-плохо, Да-нет, Кому что нужно,
Внимание-опасность!, Магазин, Кафе, Люди добрые,
люди злые, Доскажи словечко и т.д.
Проектная деятельность, конкурсы, выставки
рисунков и поделок совместно с семьями
воспитанников
Вторая группа раннего
подготовительная группа
возраста
–
22
11. Примерный перечень художественной литературы, д/и, с/р и творческих игр.
Возраст детей
Младший
дошкольный
возраст
Произведения
К.Чуковский «Доктор Айболит»
Ю.Тувим «Овощи»
Г.Зайцев «Приятного аппетита»
М.Безруких «Разговор о правильном питании»
Загадки об овощах и фруктах.
Г.Зайцев «Дружи с водой»,
К.Чуковский «Мойдодыр»,
А.Барто «Девочка чумазая»,
З.Бяльковская «Юля – чистюля»,
З.Александрова «Купание»,
Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».
Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно,
лекарство»
Т.Волгина «Два друга»
Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»
А.Толстой «Буратино»
К.Чуковский «Котауси и Мауси»
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
С.Маршак «Кошкин дом»,
Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»;
Л.Толстой «Пожарные собаки»;
К.Чуковский «Путаница»
С.Михалков «Дядя Степа милиционер»
Г.Георгиев «Светофор»,
А.Северный «Светофор»,
О. Тарутин «Переход»
В.Даль «Война грибов»
Г Новицкая «Дворняжка»,
А. Дмитриев «Бездомная кошка»
Д/И, С/Р
«Чудесный мешочек»
«Узнай и назови овощи и фрукты»
«Разложи на тарелках полезные продукты»
«Повара»
«Магазин продуктов», «Овощной магазин»
«Сделаем куклам разные прически»
«Вымоем куклу»
«Правила гигиены»
«Чего не хватает?»
«Покажи правильно»
«Парикмахерская» , «Детский сад»
«Девочка чумазая» инсценировка по стихотворению А.Барто
«Покажи мишке как правильно одеваться»
«Оденем куклу на прогулку»
«Если кто-то заболел»
«Семья», «Аптека»,
«Скорая помощь»
«Назови вид спорта» (по картинкам)
«Назови вид спорта» (по показу)
«Физкультурное занятие в детском саду»
«Раз, два, три, что может быть опасным – найди»
«Источники опасности»
«Отбери предметы, которые трогать нельзя»
«Мы – водители»
«Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь»
«Что где растет»
«Распутай путаницу»
«Съедобный грибок положи в кузовок»
«Отгадай, какое это насекомое»
«Съедобное – несъедобное»
23
Средний
дошкольный
возраст
А.Барто «Девочка чумазая»
В.Квитко «Час обеда подошел»
Е.Шкловский «Осторожно – лекарство»
Пословицы.
К.Кузнецов «Замарашка»
Л.Зильберг «Полезные продукты» К.Чуковский «Федорино
горе»,
С.Михалков «Про девочку, которая плохо ела»,
С.Капутикян «Час обеда подошел»
Загадки об овощах и фруктах
Г.Зайцев «Приятного аппетита», К.Чуковский «Мойдодыр»
С. Прокофьев «Румяные щечки»
Н.Саксонская «Где мой пальчик?!»
Е.Пермяк «Про нос и язык»
Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»
С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык» ,
Пословицы, поговорки и загадки об источниках опасности
и мерах предосторожности.
Е. Казаков « Чик-чик ножницами»
Сборник стихов «Не мешайте мне трудиться»
С. Маршак «Пожар»
С.Маршак «Кошкин дом»,
Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»;
Л.Толстой «Пожарные собаки»;
К.Чуковский «Путаница»
С.Михалков «Дядя Степа» Г.Георгиев «Светофор»,
А.Северный «Светофор»,
О. Тарутин «Переход»
С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», В.Даль «Война
грибов»
Г Новицкая «Дворняжка»,
А. Дмитриев «Бездомная кошка»
Определение продуктов по вкусу
«Вкусно – невкусно», «Вредно – полезно»
«Кому что нужно», «Семья», «Больница» «Полезное - вредное»
«Съедобное – несъедобное»
«Узнай и назови»
«Разложи на тарелках полезные продукты»
«Чудесный мешочек» «Магазин продуктов»
«Ждем гостей» «Когда нужны эти предметы?» (мыло, мочалка,
расческа и т.д.)
«Правила гигиены»
«Вымоем куклу»
«Запомни движение» «Если кто-то заболел»,
«Кому нужны эти инструменты»
«У зубного врача», «Поликлиника», «Аптека», «Семья»
«Больница», «Назови вид спорта»,
«Назови спорт по показу»
«На чем катаются дети?» (по загадкам)
«Найди и назови»,
«Что говорит светофор?»,
«Мы – водители», «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая
помощь»
«Что где растет»
«Распутай путаницу»
«Съедобный грибок положи в кузовок»
«Отгадай, какое это насекомое»
«Съедобное – несъедобное»
24
Старший
дошкольный
возраст
К. Чуковский «Доктор Айболит»
«Съедобное-несъедобное»
Пословицы. Н.Егоров «Огородный светофор»
Ю.Тувим «Овощи» К.Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту»,
З.Александрова «Купание»,
В.Катаев «Цветик – семицветик»,
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,
Загадки. Шкловский Е. «Как лечили мишку»,
«Осторожно – лекарство»,
«Как вести себя во время болезни», Маршак С.Я. «Пожар»,
Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»
А.Толстой «Буратино»
К.Чуковский «Котауси и Мауси»
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». С.Маршак
«Пожар», «Кошкин дом»;
Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
К.Чуковский «Путаница»;
С.Михалков «Дядя Степа»;
Е.Хоринская «Спичка-невеличка»,
Б.Житков «Дым». Раскин А. «Как папа бросил мяч под
автомобиль»;
Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»;
Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с
игрушками»;
Г.Георгиев «Что я вижу в городе?»;
Загадки.
«Полезная и вредная еда»
«Подбери пару»
«Семья», «Больница с разными отделениями» «Что лишнее?»
(иллюстрации посуды, продукты питания),
«Магазин» (кондитерский, хлебный), «Овощи – фрукты,
«Осенняя ярмарка»
«Дары природы» «Опасно-неопасно»
«Правила гигиены»
«Таня простудилась»
«Моя внешность»
«Поликлиника» «Если кто-то заболел»,
«Кому что нужно?»
«Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника»,
«Назови вид спорта».
«Назови спорт по показу», «Источники опасности»,
«Игра дело серьезное»
«Нарисуй отгадку»,
«Если возник пожар»,
«Семья», «Детский сад», «Больница», «Похитители и находчивые
ребята».
«Куда убежать, если за тобой гонятся» «Четвертый лишний»;
«Если возник пожар»,
«Опасные соседи»,
«Кому, что нужно для работы»,
«Горит, не горит»
«Пожарная машина», Игра-драматизация «Кошкин дом».
«Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак», «Правила
движения»,
«О чем говорит светофор?»,
«Красный и зеленый»,
«Пройдись, не ошибись».
«Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». Что25
где растет»
«Распутай путаницу»
26
«Съедобный грибок положи в кузовок»
«Отгадай, какое это насекомое»
«Съедобное – несъедобное». Семья (поездка в лес, зоопарк)
Подготовительная
к школе группа
К. Чуковский «Доктор Айболит» В.Даль «Война грибов с
ягодами»
Загадки об овощах, фруктах, продуктах питания.
Г. Зайцев «Приятного аппетита»
М. Безруких «Разговор о правильном питании».
Р. Сев «Я сам», А. Барто «Я расту»
И. Семенова «Как стать Неболейкой»,
«Я – человек, ты – человек»;
С. Маршак «Робин-Бобин», «О мальчиках и девочках»;
С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Тридцать шесть и
пять»; Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»,
В.Катаев «Цветик – семицветик» Шкловский Е. «Как
лечили мишку», «Осторожно – лекарство»,
«Как вести себя во время болезни». Маршак С.Я. «Пожар».
Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»
А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси»
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». С.Маршак
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;
Е.Новочихин «Спички»; Б.Житков «Пожар», «Дым»;
О.Полякова «Я пожарный»; П.Голосов «Сказка о заячьем
теремке и опасном коробке»;
И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»
Носов Н. «Автомобиль», Дорохов А.
«Зеленый…Желтый…Красный!», Иванов А. «Как
неразлучные друзья дороги переходили»,
Дугилов А. «Моя улица», Георгиев Г. «Светофор»,
Тарутин О «Для чего нам светофор»,
Кривич М. «Школа пешехода»
«Съедобное-несъедобное»
«Полезная и вредная еда»
«Подбери пару» С\р игры «Семья», «Больница с разными
отделениями» «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продуктов
питания).
«Накроем куклам стол»
«Вырастим яблоки». С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный,
овощи – фрукты)
Осенняя ярмарка «Дары природы»
«Что делают из муки?», «Моя внешность», «Умею – не умею»,
«Правила гигиены», «Определи по звуку»,
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«К на пришел Незнайка», С\р «Поликлиника» «Если кто-то
заболел»,
«Кому что нужно?» Театрализованная игра «Отгадай, что я ем?»
(сладкая конфета, кислый лимон, черный перец).
С\р «Поликлиника», «Аптека»,
«Больница» (с разными отделениями) «Назови вид спорта».
«Назови спорт по показу» «Источники опасности»,
«Игра дело серьезное»
«Нарисуй отгадку»,
«Если возник пожар» С\р «Семья», «Детский сад», «Больница»
«Похитители и находчивые ребята».
«Куда убежать, если за тобой гонятся» «Семья», «Транспорт»,
«Магазин». «Самый большой друг» (театрализованная игра по
пьесе С.Прокофьева) «Опасные соседи»,
«Кому что нужно для работы»;
«Найди отличия», С\р «Пожарные», «Больница»
Игровой тренинг «Телефон службы спасения 01» Иградраматизация «Кошкин дом» «О чем говорит светофор»,
27
«Найди нужный дорожный знак», С\р «Уличное движение»,
«Автобус», «Нам на улице не страшно».
28
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Используемая литература
Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . – СПб: «Детство –
Пресс», 2009 .-144с.
Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников для занятий с детьми от 2
до 7 лет, Мозаика – Синтез 2016- 64с.
Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е.
Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.
Мухоморина Л.Г. Играем вместе, игры для детей дошкольного возраста, Симферополь 2019.
Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности
детей дошкольного возраста. // Дошк. воспитание - 1997№3
Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М.: Сфера, 2008
27