Отдел образования администрации города Саки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ляле»
_____________________________________________________________________________
ПРИНЯТА
На заседании педагогического
совета МБДОУ «Детский сад № 1
Ляле»
(протокол № 1 от 30.08.2024г)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая
МБДОУ«Детский сад № 1 «Ляле»
______Д.А.Бекирова
ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
МБДОУ «Детский сад №1 «Ляле»
на 2024- 2025 учебный год
Саки, 2024
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация обновления общества вызывает активизацию сил во всех областях знания. Опыт
различных модернизаций, включая и те, которые протекали в радикальных (революционных)
формах, показывает: сколь бы ни были велики пережитые обществом потрясения (флуктуации в
«зонах бифуркации»), на выходе всего переходного процесса обнаруживается более или менее
существенная преемственность «старого порядка» «новым». Это утверждение выражает
сущность изменений и в области образования вообще, и в области педагогического образования
родителей в частности.
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью
образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство
детского сада с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная
равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об
образовании) перед государством за воспитание будущего поколения.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания,
предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного,
дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе образования.
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений,
существенно дезориентировавшая и расогласовавшая процессы воспитания в семье, в детском
саду, в школе, в обществе. Новое содержание образования и современные технологии,
недостаточно знакомые родителям воспитанников, а главное, не пропущенные ими в своё время
через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях
семьи с детским садом.
Изменившиеся социальные условия, разрушение образования советского периода,
расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными
образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и
детского сада, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в
современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в
снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность
воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами
педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью
поглощены социально-бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность проблема
приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни
человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека.
Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки
взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность
и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития
личности.
Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке,
обеспечивается переход индивида из биологического к социальному состоянию, его становление
как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный
институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования
общества. Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит
физическое и духовное воспроизводство человека.
Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и,
следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном
потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и
школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы
совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Вряд ли мы преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и
педагогическая любовь являются рядоположенными. Дефицит любви и внимания родителей,
педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все
еще остается в жизни ребенка недостаточной.
Причина этого нами видится в недопонимании того, откуда мы родом. Очень рано мы
забываем о своем детстве, о том, «что движет солнце и светила». Ребенок только начинает
самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?».
Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе
внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще
одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых,
основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка или воспитанника прощать и забывать обиды,
отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля,
навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя
опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому
поступку?
Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла,
считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является
чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл
жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолевании
глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир
глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке –
чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как
созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы,
родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более
полноценной.
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное
состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество
благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут
отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и
семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент
детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не
является и т.п.).
4. Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и
материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений,
педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место
неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством
образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению
(обучению) родителей обусловлены рядом причин:
потребностями современного общества, характерной особенностью которого является
изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения
взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров
у подрастающего поколения;
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания
подрастающего поколения нового столетия;
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к
обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной
системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между
институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует
глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций,
выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого
необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному
педагогическому образованию, повышению педагогической культуры.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень
социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Принципы:
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут
ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные
(медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.
факты);
практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям,
должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов
с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем
воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
гуманизации отношений и общения;
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
Педагогическое
(образовательное)
сопровождение
родителей
в
реализации
воспитательной функции понимается нами как:
система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор
оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении
проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психологопедагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель программы: Знакомство родителей с основами педагогических, психологических,
правовых знаний.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
2. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
3. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
5. Формирование родительского общественного мнения.
6. Воспитание родителей, родительского коллектива.
Формы родительского всеобуча.
Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или
является основной частью родительских собраний.
Электронная почта в МБДОУ «Задавайте вопросы» sadik_lyle-saky@crimeaedu.ru
Руководства
Наглядный материал и стенды для родителей в здании детского сада и в группах детского
сада.
Информация для родителей на сайте детского сада и в группе «Одноклассники».
Родительские всеобучи проводятся ежемесячно по следующим формам:
общие родительские собрания;
семинары-практикумы;
мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми;
информация для родителей помещается на сайте МБДОУ и в группе «Одноклассника»
информация для родителей помещается на сайте МБДОУ и в группе «В Контакте»
материал помещается в родительских уголках и стендах;
привлечение родителей к участию в конкурсах;
участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности;
участие родителей на утренниках и развлечениях;
участие родителей в спортивных мероприятиях.
Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Форма
взаимодействия
Информационно
ознакомительные
формы
Наименование
мероприятия
- Знакомство с семьей
Задачи
Ознакомление
родителей
с
условиями,
содержанием и методами воспитания детей в
условиях
дошкольного
учреждения,
преодоление у родителей поверхностного
суждения о роли детского сада, пересмотр
методов и приемов домашнего воспитания.
Помогают объективно увидеть деятельность
воспитателя, практическая помощь семье.
Встречи – знакомства, анкетирование семей.
Открытые просмотры
занятий и других
видов
детской
деятельности
Наблюдение за играми, занятиями, поведением
ребенка,
его
взаимоотношениями
со
сверстниками, а также за деятельностью
воспитателя, ознакомление с режимом жизни
детского сада. У родителей появляется
возможность увидеть своего ребенка в
обстановке, отличной от домашней.
Информирование
родителей о ходе
образовательного
процесса
Индивидуальные и групповые консультации,
родительские
собрания,
оформление
информационных
стендов,
организация
выставок детского творчества, приглашение
родителей на детские концерты и праздники,
создание памяток, интернет – журналов,
переписка по электронной почте.
День
дверей
открытых Общение педагогов и родителей. Родители, а
также другие близкие ребенку люди,
наблюдают деятельность педагога и детей,
могут сами участвовать в играх, занятиях и др.
Видеофильмы
и
презентации о жизни
группы,
детского
сада,
различных
видов деятельности,
режимных моментов
Выставки
работ
Информационно
просветительские
формы
Внедрение
в
образовательный
процесс
разнообразных
творческих
средств.
Информирование родительского сообщества о
жизни ребенка в детском саду, его развитии.
детских В каждой группе представлены уголки
творчества детей. Регулярное размещение
детских работ, выполненных на занятиях,
совместные работы педагога и детей, родителей
и детей.
Фотовыставки
Ознакомление
родителей
с
жизнью
дошкольного учреждения, деятельностью их
детей
Информационные
проспекты
Краткое
представление
материала,
демонстрирующего специфику, отличия от
других,
информация
о
специалиста,
дополнительных услугах. Формирование у
родителей первоначальных представлений об
учреждении, демонстрация заинтересованности
коллектива в развитии и воспитании детей,
стремление к сотрудничеству с родителями.
- Образование
родителей
Организация мероприятий: «Школа для
родителей» (лекции, семинары, семинары –
практикумы); проведение мастер – классов,
тренингов; создание библиотеки.
Совместная
деятельность
Привлечение родителей к организации вечеров
музыки и поэзии, гостиных, конкурсов,
концертов семейного воскресного абонемента,
маршрутов выходного дня (в театр, музей,
библиотеку и пр.), семейных праздников,
прогулок, экскурсий, семейного театра, к
участию в детской исследовательской и
проектной деятельности.
Информационные
стенды
Знакомство родителей с возрастными и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного возраста, методами и приемами
воспитания.
Папки – передвижки
Более подробное ознакомление родителей с
теми или иными вопросами воспитания
(памятки родителям, вырезки из газет и
журналов, материалы о возрастных и
индивидуальных особенностях детей и др.).
Мини - газеты
Информирование о жизни детского сада
(благодарности родителям за помощь, анонсы
конкурсов, консультаций и др.), информацию
по проблемам дошкольной педагогике и
психологии.
Содержание работы с родителями воспитанников в ДОУ осуществляется по пяти
направлениям развития ребенка:
Образовательная
область
Содержание направлений работы
Социальнокоммуникативное
развитие
Знакомить родителей с достижениями и трудностями воспитания детей
в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек
и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших
детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания
социальных норм поведения.
Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне
зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической
принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей.
Помогать
родителям
осознавать
негативные
последствия
деструктивного общения в семье. Создавать у родителей мотивацию к
сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка
с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и
поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями,
возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами
поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей
способности видеть, осознавать и избегать опасности.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и
безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику
безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на
горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у
водоема и т.д.).
Рассказывать о необходимости создания безопасных условий
пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах
лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы;
содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без
присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.).
Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае
непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои
фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество
родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам
экстренной помощи - «01», «02» и «03» и т. д.).
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям
соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное
отношение к природе и т.д.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение
литературы,
посвященной
сохранению
и
укреплению
здоровья, просмотр
соответствующих
художественных
и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по
проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним
и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать
внимание на отношение членов семьи к труду.
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с
детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей
формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению
чувства единения, радости, гордости.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение
литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр
соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на
потребности и возможности детей.
Привлекать родителей к проектной деятельности.
Обращать
внимание
родителей
на
возможности
развития
коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для
общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события
и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности
ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Познавательное
развитие
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального
развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности
к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
Обращать
их
внимание
на
ценность
детских
вопросов.
Побуждать находить на них ответы посредством совместных с
ребенком
наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и
познавательной
литературы,
просмотра
художественных,
документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных
впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения
(зрительные, слуховые, тактильные и др.).
Привлекать
родителей
к
совместной
с
детьми
исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском
саду и дома, способствующей возникновению познавательной
активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игрывикторины.
Ориентировать
родителей
в
выборе
художественных
и
мультипликационных
фильмов,
направленных
на
развитие познавательного интереса ребенка
Речевое развитие
Обращать
внимание
родителей
на
возможности
речевого
развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям
использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом
для которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии
взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена
информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы
взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с
ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность
общения с ребенком.
Побуждать
родителей
помогать
ребенку
устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.
Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в
соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего
способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного
творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного
чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления
ребенка с художественной литературой.
Обращать
внимание
родителей
на
возможность
речевого
развития ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой,
при организации семейных театров, вовлечения его в игровую
деятельность.
Побуждать родителей поддерживать детское сочинительство.
Художественноэстетическое развитие
Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической
стороне окружающей действительности, развития творческих
способностей детей.
Поддерживать
стремление
родителей
развивать
художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности:
организовывать выставки семейного художественного творчества,
выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративноархитектурных элементов зданий, художественных произведений;
показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать выставки мастеров Сыктывкара.
Раскрывать
для
родителей
возможности
музыки
как
средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Привлекать
родителей
к
разнообразным
формам
совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в
детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций,
творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники,
концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).
Информировать
родителей
о
концертах
профессиональных
и самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду
и учреждениях дополнительного образования и культуры.
Физическое
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
развитие
«уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах,
рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в
семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного
отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно
утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или
через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной
активности
ребенка
совместными
спортивными
занятиями,
совместными подвижными играми; создание дома спортивного уголка;
покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи,
коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы,
посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Информировать
родителей
об
актуальных
задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их
развития, а также о возможностях детского сада в решении данных
задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в
семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы
развития важных физических качеств, воспитания потребности в
двигательной деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми
физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в
детском саду (а также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка.
Информировать
родителей
о
факторах,
влияющих
на
физическое здоровье
ребенка
(спокойное
общение,
питание,
закаливание, движения).
Рассказывать
о
действии
негативных
факторов
(переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих
непоправимый вред здоровью. Помогать родителям сохранять и
укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать
родителей
на
совместное
с
ребенком
чтение литературы,
посвященной
сохранению
и
укреплению
здоровья, просмотр
соответствующих
художественных
и
мультипликационных фильмов.
Знакомить
родителей
с
оздоровительными
мероприятиями,
проводимыми в детском саду.
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА на 2024-2025 уч.г.
Сроки
Тема
Форма проведения
Ответственные
Сентябрь
«Семейный Кодекс. Роль
семьи в воспитании детей»
«Возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей
дошкольного возраста»
-Организационное
общее
родительское собрание.
-Информация на сайте ДОУ
-Информация
в
родительских
уголках
Заведующая,
заместитель
заведующей по
ВМР,
воспитатели.
Октябрь
«Учите детей общаться со
сверстниками и взрослыми»
«Развитие
личности
в
дошкольном возрасте»
Письменная консультация в уголках Зам. зав. по
для родителей по данной теме, а ВМР,
также на сайте детского сада и в воспитатели.
группе «Одноклассники».
Консультации
в
папкахпередвижках:
- «Учите детей общаться. Быть
вместе»,
- «Чтобы ребёнок слушался
Советы А.С. Макаренко»,
- «Как помочь ребенку преодолеть
страхи»,
- «Словесные игры с детьми»,
-«Какие
игрушки
необходимы
детям»,
- «Капризы и упрямство»
-«Учим ребенка общаться»
-«Советы родителям замкнутых
детей»
-«Памятка
для
родителей
по
правилам общения в детском саду и
дома»
Ноябрь
«Семья и ее роль в
воспитании
детей
дошкольного возраста»
«Воспитать любознательного
ребенка - значит подготовить
его к школе»
-Семинар-практикум.
Зам.зав.
по
-Концепция
«Развитие ВМР,
познавательных способностей детей воспитатели.
через его активное участие в
образовательном процессе»
Консультация в
родительском
уголке «Как ускорить умственное
развитие ребенка»
Декабрь
«Становление
характера
дошкольника»
«Личный пример взрослых в
воспитании
культурного
поведения детей»
Родительское собрание во всех
возрастных группах ДОУ.
- Беседа «Речевой этикет».
- «Азы воспитания»
- решение родителями
педагогических ситуаций.
- Прослушивание аудиозаписей
детских интервью по теме культуры
общения.
Заведующая,
заместитель
заведующей по
ВМР,
воспитатели.
- Игра с фишками «Воспитан ли мой
ребенок».
Январь
«Развитие речи у детей Информация на сайте ДОУ и в
дошкольного возраста»
родительских уголках.
Встреча с социальным работником.
Правовое воспитание детей и Лекция «Жестокое обращение с
родителей.
«Декларация детьми: что это такое?».
прав ребенка»
Знакомство с Конвенцией о правах
ребенка.
Просмотр
презентации
«Права
детей».
Оформление
информационного
уголка для родителей «Права детей»
Заведующая,
заместитель
заведующего по
ВМР.
Февраль
«О канале Fox kids и
взрослых страхах».
Цель:
определить
позитивное и негативное
влияние
современных
мультипликационных
фильмов на развитие детей
дошкольного возраста.
«Мальчики и девочки: два
разных мира»
Информация
в
группе
«Одноклассники».
Семинар-практикум
Задачи
гендерного
воспитания
дошкольников
в
родительских
уголках ДОУ.
Консультации
«О
воспитании
девочек и мальчиков».
«Мальчишки и девчонки, а так же их
родители».
Заведующая,
заместитель
заведующего по
ВМР,
воспитатели
Март
«Семья на пороге школьной
жизни
ребенка.
Как
подготовить
ребенка
к
школе? Как выбрать школу
для ребенка?»
«Готовность выпускников к
обучению в школе»
Информация в папках-передвижках заместитель
и стендах в группах.
заведующей по
Информация на сайте детского сада. ВМР,
Общее собрание для родителей воспитатели.
выпускников.
Знакомство
с
программами обучения, традициями
школы, учителями первоклассников.
Рекомендации психолога школы по
адаптации детей к режиму школы.
Апрель
«Сказка в жизни ребенка
дошкольного
возраста»
Цель:
определить
роль
сказки в жизни ребенка
дошкольного
возраста;
предложить рекомендации
родителям по организации
чтения сказок.
«Научите детей основам
безопасности жизни»
Приглашение
сотрудников
из
библиотеки.
Информация на сайте ДОУ для
родителей.
Использование информационных и
иллюстративных
уголков
для
родителей
и
воспитанников:
«Дорога и дети», «Безопасное
детство», «Здоровье»
заместитель
заведующей по
ВМР,
воспитатели.
Май
«Адаптация
детей
к
детскому саду» «Слагаемые
здоровья. Как использовать
лето
для
укрепления
здоровья детей»
Общее родительское собрание вновь
поступающих детей в ДОУ.
Наглядность в уголке «Здоровье»:
Закаливание.
Здоровье
кожи.
Здоровье зубов. Польза физической
Заведующая,
заместитель
заведующей по
ВМР,
воспитатели
культуры. Витамины.
Летне-оздоровительная работа на
сайте, в группе «Одноклассники», на
стендах детского сада.
Июнь
«Права
и
обязанности Общее родительское собрание для
родителей
на
этапе выпускников
с
приглашением
вхождения
ребенка учителей начальных классов.
дошкольного возраста в
систему образования»
Цель: ознакомить родителей
будущих школьников с их
правами и обязанностями.
Заведующая,
заместитель
заведующей по
ВМР,
воспитатели
Тема: Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей
дошкольного возраста.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Начальный этап элементарной
трудовой и учебной деятельности. Значение игрового сотрудничества для развития детей.
Конструкторская деятельность и художественное творчество в дошкольном возрасте.
Комплексное развитие дошкольников в различных видах познавательной и творческой
деятельности. Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве. Совершенствование
внимания детей от трех до семи лет. Переход от непроизвольного внимания к произвольному под
влиянием речи. Изменения в памяти детей, происходящие в течение дошкольного детства.
Разделение оперативной и рабочей памяти в мнемонической деятельности. Связь развития
памяти с совершенствованием мышления ребенка. Развитие воображения в дошкольном
возрасте. Становление произвольности воображения, его соединение с развивающимися памятью
и мышлением. Роль сюжетно-ролевых игр в стимулировании развития детского воображения.
Формирование словесно-логического мышления дошкольника. Системный характер строения и
функционирования детского интеллекта. Совершенствование речи в дошкольном детстве.
Тема: Развитие личности в дошкольном возрасте
Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями развития личности в
дошкольном возрасте.
Усвоение нравственных норм. Этапы личностного возрастного развития детей в
дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ребенка. Роль
общения в развитии личности дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения.
Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного развития детей. Возникновение
нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного
поведения. Проявление моральных качеств личности в общении. Эмоционально-мотивационная
регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Появление
социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнение окружающих,
одобрение, похвалу. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение
соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Формирование основных личностных качеств у
дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме
адекватной самооценки собственных личностных качеств. Подражание и его значение для
развития личности дошкольника. Влияние родителей на формирование личностных качеств у
мальчиков и девочек.
Тема: Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
Цель: определить роль семьи в воспитании дошкольника; предложить родителям
практические рекомендации по воспитанию ребенка.
Роль семьи в воспитании детей. Тип семьи и его влияние на воспитание детей.
Совокупность психологических факторов, положительно и отрицательно влияющих на
воспитание детей в семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения супругов,
обеспечивающий создание в семье оптимальных условий для воспитания детей. Применение
поощрений и наказаний. Роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности воспитания
детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и сестер на воспитание девочек и
мальчиков. Воспитание детей в неполной семье. Социально-психологические следствия распада
семьи, его влияние на воспитание детей. Содержание семейного воспитания: физическое,
интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Стиль родительского
поведения и воспитание детей. Родительский авторитет. Условия, обеспечивающие
гармонизацию внутрисемейных отношений: диалогичность общения, принятие, атмосфера
любви, атмосфера искренности.
Тема: Становление характера дошкольника
Цель: дать общее представление о характере и его истоках; предложить родителям
способы влияния на процесс формирования характера дошкольника.
Общее представление о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт
личности, проявляющихся в различных видах деятельности, общения, взаимодействия человека с
окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности.
Типология характеров. Истоки человеческого характера. Подражание окружающим людям и
обращение взрослых (особенно матери) с ребенком в раннем детстве – важные факторы
формирования характера. Возраст от 2-3 до 9-10 лет как сензитивный для становления основных
черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Период
дошкольного детства – время формирования таких свойств характера, как трудолюбие,
аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость. Способы влияния на процесс
формирования характера дошкольника.
Тема: Развитие речи у детей дошкольного возраста
Цель: обосновать дошкольный возраст как сензитивный для развития речи; предложить
практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста.
Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения
(коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение.
Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от ситуативной к контекстной речи.
Возникновение монолога. Появление эгоцентрической речи, ее роль и судьба в развитии мышления и
речи дошкольника. Структурно-семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи
дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка. Пути
развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль
детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Начало изучения
иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сензитивного периода в усвоении иностранного
языка.
Состав и пополнение активного словарного запаса ребенка-дошкольника. Воспитание
коммуникативных навыков и способности к диалогу.
Тема: О канале Fox kids и взрослых страхах
Цель: определить позитивное и негативное влияние современных мультипликационных
фильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Отношение детей и взрослых к мультипликационным (отечественным и зарубежным)
фильмам.
Причины
увлечения
детей
дошкольного
возраста
современными
мультипликационными фильмами (особенно зарубежными, например, японскими): новизна,
красочность, влияние рекламы и др.
Может ли ребенок стать агрессивным и жестоким в результате просмотра мультяшного
канала? Как вести себя, если дошкольник увлекается современными мультипликационными
фильмами? Как выбрать телевизионные передачи, мультипликационные фильмы для семейного
просмотра?
Тема: Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
Цель: определить роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста; предложить
рекомендации родителям по организации чтения сказок.
Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил и моделей
поведения. Сказка как один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека
наряду с прочими аспектами воспитания.
Национальная народная и литературная сказка. Какие сказки читать с ребенкомдошкольником. Организация чтения сказок с дошкольником в семье.
Презентация сказок, составленных детьми.
Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?
Как выбрать школу для ребенка?
Цель: предложить родительскому коллективу практические рекомендации по подготовке
ребенка-дошкольника к обучению в школе.
Структура мотивации, обеспечивающая готовность ребенка-дошкольника к усвоению
школьных знаний, умений и навыков. Влияние родителей на позитивную мотивацию и
успешность обучения ребенка в школе. Формирование личностных качеств ребенка старшего
дошкольного возраста, обусловливающих успешность обучения в школе: общительность,
отзывчивость,
покладистость,
целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
работоспособность и др. Способы совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение
речи, чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми
дошкольного возраста. Психолого-педагогические требования к развивающим играм и игрушкам
для ребенка старшего дошкольного возраста.
Виды образовательных учреждений и их особенности. Параметры выбора школы для
ребенка. Профилактика трудной школьной адаптации.
Тема: Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
Цель: оказать помощь родителям в определении готовности их ребенка к обучению в
школе.
Понятие психологической готовности ребенка к обучению к школе. Требования,
предъявляемые к восприятию (избирательность, осмысленность, предметность, высокий уровень
сформированности перцептивных действий), вниманию (произвольность, устойчивость,
распределение, переключаемость, нужный объем), памяти (произвольность), воображению (связь
воображения и внимания) детей при поступлении в школу. Особенности речи, мышления,
обеспечивающие коммуникативную и интеллектуальную готовность детей к учению.
Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у ребенка интереса к учению,
приобретению знаний, умений и навыков, получению новой информации об окружающем мире).
Мотивационная готовность детей к учению (потребность в достижении успехов,
соответствующие самооценка и уровень притязаний). Функциональная готовность к школе.
Развитость двигательных способностей, в частности тех, которые проявляются в
индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструировании, рисовании, лепке и др.
Коммуникативные умения и навыки, межличностные отношения детей, определяющие их
готовность к обучению. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление
зоны его потенциального развития.
Тема: Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного
возраста в систему образования
Цель: ознакомить родителей будущих школьников с их правами и обязанностями.
Участники образовательного процесса, их права и обязанности. Закон РФ «Об образовании».
Семейное законодательство. Права родителей: выбирать образовательные учреждения в своем
населенном пункте; защищать законные интересы и права ребенка в образовательном
учреждении, обращаясь в органы управления образованием, прокуратуру, суд; принимать
участие в управлении образовательным учреждением; знакомиться с содержанием и ходом
образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих (либо опекаемых ими) детей.
Обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних: знать и выполнять
Устав образовательного учреждения, нести ответственность за воспитание детей, получение ими
основного общего образования.