Бекирова Динара
Аметовна
Подписано цифровой подписью: Бекирова Динара Аметовна
DN: c=RU, st=Республика Крым, l=г. Саки, title=Заведующая,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 "ЛЯЛЕ"
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ,
1.2.643.100.3=120B3138333332393337323832,
1.2.643.3.131.1.1=120C393130373032393838393436,
email=sadik_lyle-saky@crimeaedu.ru, givenName=Динара
Аметовна, sn=Бекирова, cn=Бекирова Динара Аметовна
Дата: 2024.08.30 10:09:47 +03'00'
Отдел образования администрации города Саки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ляле»
_____________________________________________________________________________
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 1 «Ляле»
Протокол № 01 от 30.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая
МБДОУ «Детский сад № 1 «Ляле»
Бекирова Д. А.
30.08.2024г.
Положение
о системе наставничества педагогических работников
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 1 «Ляле»
города Саки Республики Крым
г. Саки, 2024г.
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
1 «Ляле» города Саки Республики Крым (далее соответственно - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом, Уставом муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Ляле»
города Саки Республики Крым (далее – Учреждение) и определяет цели, задачи, формы
и порядок осуществления наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник
педагогический
работник,
назначаемый
ответственным
за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1)принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном
уровнях и уровне образовательной организации;
3)принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе, локальным нормативным актам Учреждения;
4)принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5)принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбор у коммуникативных
стратегий и механизмов наставничества;
8)принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9)принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу Учреждения. Решение об освобождении наставника и наставляемого от
выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель Учреждения
в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного
процессав Учреждении и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в Учреждении
- реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в Учреждении психологически комфортной образовательной
среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального,
творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно- коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников Учреждения;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в
том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности в Учреждении, ознакомление с традициями и укладом
Учреждения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.
2.3. В Учреждении применяются разнообразные формы наставничества по отношению к
наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога,
имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся
кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в
комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Одни из них, используемые
Учреждении:
- Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий,
таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные
сети и онлайн-сообщества, тематические интернет- порталы.
- Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
- Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и
достичь поставленных целей.
- Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
- Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий
раз, когда наставляемый нуждается в них. Роль наставника состоит в том, чтобы
обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
- Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают
формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на
основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и
личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный –
равному»).
- Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
- Форма наставничества «воспитатель-воспитатель» - способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«воспитатель-профессионал-воспитатель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
- Форма наставничества «заведующий/заместитель заведующего – воспитатель/
специалист/студент педагогической практики» - способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия данной наставнической пары,
нацеленной на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем/заместителем заведующего Учреждения посредством
создание необходимых организационно-педагогических, кадровых,
методических, психолого- педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя Учреждения «О
внедрении системы наставничества педагогических работников».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя Учреждения.
3.3. Руководитель Учреждения:
- осуществляет общее руководство и координацию применения системы наставничества
педагогических работников;
- издает локальные нормативные/распорядительные акты Учреждения о применении
системы наставничества и организации наставничества педагогических работников в
Учреждении;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбор у
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах
по проблемам наставничества);
- способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем Учреждения;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения по
форме согласно приложению, к настоящему Положению;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного
и эффективного опыта;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе
на стажировочных площадках и в базовых образовательных учреждениях с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем мониторинг реализации системы
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических
работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы
наставничества,
реализации
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
Учреждения с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю Учреждения с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
-руководствоваться
требованиями
законодательства
Российской
Федерации,
региональными и локальными нормативными актами Учреждения при осуществлении
наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами Учреждения, осуществляющими
работу с наставляемым по программе наставничества;
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в том числе и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать
укреплению
и
повышению
уровня
престижности
преподавательской
деятельности,
организуя
участие
в
мероприятиях
для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных муниципальных
региональных, федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и
методическое сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1.Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении
персонализированной
программы
наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников Учреждения;
- обращаться к куратору и руководителю Учреждения с ходатайством о замене
наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», иные нормативные правовые акты, и локальные нормативные правовые
акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере
наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной
организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя Учреждения.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно
продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Документы, регламентирующие наставничество.
8.1. К документам, регламентирующим организацию системы наставничества
педагогических работников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ заведующей Учреждением об организации наставничества;
- дорожную карту (перспективный план) по реализации данного Положения;
- протоколы заседаний Педагогического совета, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- перспективные планы работы наставников;
- методические рекомендации и обзоры передового опыта по организации
наставничества;
8.2. К документам педагога-наставника относятся:
- перспективный план работы с наставляемым;
- материалы реализации плана работы с наставляемым (схемы, карты анализа занятий,
вводные и тематические консультации, конспекты встреч и пр.);
- отчеты наставника о ходе профессионального становления наставляемого;
8.3. К документам наставляемого относятся:
- план профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и
отзывом с предложениями по дальнейшей работе педагога;
- отчеты наставляемого о проделанной работе;
- накопление методических материалов (конспекты занятий, планы и пр.) в
бумажном и (или) электронном виде.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
Учреждения и действует бессрочно.