ПРОГРАММА Шахматы для малышей П

Бекирова Динара
Аметовна

Подписано цифровой подписью: Бекирова Динара Аметовна
DN: c=RU, st=Республика Крым, l=г. Саки, title=Заведующая,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 "ЛЯЛЕ"
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ,
1.2.643.100.3=120B3138333332393337323832,
1.2.643.3.131.1.1=120C393130373032393838393436,
email=sadik_lyle-saky@crimeaedu.ru, givenName=Динара
Аметовна, sn=Бекирова, cn=Бекирова Динара Аметовна
Дата: 2025.08.29 10:32:34 +03'00'

Отдел образования Администрации города Саки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ляле» города Саки Республики Крым
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 1 «Ляле»
(протокол № 1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 1 «Ляле»
______________Д.А.Бекирова
29.08.2025

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Ляле» города Саки Республики Крым
«Шахматы для малышей»

г. Саки
2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
№
1.
1.1.

1.2.
1.3

1.4
2.
2.1
2.2
3.
4.

5.
6.

Раздел Программы
Пояснительная записка
Основные характеристики программы
Направленность дополнительной образовательной
программы
Актуальность
Отличительные особенности программы
Характеристика, детей обучающихся по программе
Цели и задачи программы
Условия реализации программы
Сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Ожидаемые результаты
Учебно – тематическое планирование
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание программы «Шахматы для малышей»
Оценочные материалы
Критерии и способы определения результативности
Формы подведения итогов
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Методические материалы
Информационно – образовательные ресурсы
Приложение

Стр.
3
3
3
3
4
4
5
5
5
5
6
6
7
7
9
9-21
21
21
24
24
24
24
25
26-34

2

1.Пояснительная записка
1.1. Основные характеристики
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Шахматы для малышей» (далее Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция),
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. № 678-р);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629)
4. Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП
2.4. 3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28),
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы для малышей» физкультурно – спортивной направленности.
Обучение детей основам шахматной игры, способствует развитию всех
психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также
развитию воображения и творчества, формированию таких качеств личности,
как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии
решения.
Актуальность Программы продиктована требованиями времени. В
настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умении анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в
условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и
делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было
обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает
необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности,
то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все
больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности
постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
3

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка.
Они выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически
рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника,
сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра
способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Игра в шахматы вырабатывает выдержку, собранность,
внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и
спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим
запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по
физической подготовке.
Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование
внимания на подготовку детей дошкольного возраста, начинающих с «нуля»,
ориентация на изучение основ игры в шахматы.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ,
упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
Начальный курс обучения игре в шахматы максимально прост и
доступен. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит
дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме
рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных
особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее
принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат,
прививает им любовь к древней и мудрой игре. В программе используются
шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, просмотр обучающих
мультфильмов, игра в пазлы,
занимательные задачи и викторины,
которые будут интересны дошкольникам.
Характеристика детей, обучающихся по Программе
Программа предназначена для детей 4 -7 лет и реализуется в течение 3
лет. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной
деятельности. На каждом занятии рассматривается элементарный шахматный
материал с углублённой проработкой отдельных тем.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

4

1.2 Цели и задачи Программы
Цель:
Создание условий для личностного развития дошкольников, формирования
общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать устойчивый интерес детей к ирге в шахматы;
2. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
3. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий;
4. Обеспечить успешное овладение основополагающих принципов
ведения шахматной партии;
5. Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения
учебной задачи.
2. Развивать все легкисферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
3. Способствовать
активизации
мыслительной
деятельности
дошкольника;
4. Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
5. Формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Воспитательные:
1. Воспитывать
усидчивость,
целеустремленность,
волю,
организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в
принятии решений.
1.3. Условия реализации программы
Программа отвечает основным принципам дидактики и составлена с учетом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Программа
рассчитана на детей от 4 до 7 лет посещающих дошкольное образовательное
учреждение.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых
знаний, а также к уровню развития ребенка. Занятия проводятся в групповой
форме. Количество обучающихся в группе 10 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года. Продолжительность образовательного
процесса ежегодно: 32 учебные недели (начало занятий с 15 сентября,
завершение 15 мая). Объем учебных часов по программе – 32 часа для
каждого года обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
5

Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации – русском.
Форма обучения – очная.
Продолжительность одного учебного часа зависит от возрастной категории
детей:
от 4 до 5 лет – 20 минут,
от 5 до 6 лет – 25 минут,
от 6 до 7 лет – 30 минут.
Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать
теоретическую и практическую части (дидактические игры и задания)
Режим занятий:
Возрастная
Сроки обучения Продолжительность Количество
категория
занятия (мин)
занятий
в
неделю
4-5 лет
1-й год обучения 20
мин.
/
1 1
(сентябрь-май)
академический час
5-6 лет
2-й год обучения 25
мин.
/
1 1
(сентябрь-май)
академический час
6-7 лет
3-й год обучения 30
мин.
/
1 1
(сентябрь-май)
академический час
Численный состав групп для занятий по Программе может быть уменьшен до
8 человек при включении в него обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Занятия в группах с детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми- инвалидами могут быть организованы
как совместно с другими детьми, так и в форме индивидуальной работы.
1.4. Ожидаемы результаты
- Рост личностного, интелектуального и социального развития ребенка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной
игре
- Освоение новых видов деятельности(дидактические игры и
задания,игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение играть по правилам
шахматную партию от начала и до конца.Это предполагает определенную
прочность полученных знаний и умение применять их на практике
К концу обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
6

К концу обучения ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
2. Учебно – тематическое планирование
2.1. Учебный план 1-й год обучения (4-5 лет)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

Наименование тем
«В стране шахматного королевства»
«Знакомство с шахматными фигурами»
«Шахматные фигуры» (сказка
«Шахматный теремок»)
«Шахматные фигуры» (сказка
«Шахматная репка»)
«Фиксики шахматы» просмотр мультфильма.
(обсуждение)
«Начальное положение»
«Волшебная доска
«Шахматная фигура ладья»
Рисование «В
шахматном королевстве»/ «Лепка шахматные
фигуры»
Семейный досуг в
«Шахматный КВН».
Итого

Кол-во занятий
Т
П
1
2
1
3
1
3

Всего
3
4
4

1

1

2

1

1

1

1
1
1

3
6
3
2

4
7
4
2

1

1

24

32

8

Учебный план 2-й год обучения (5 – 6 лет)
№

Наименование тем

1

Вводное занятие.
История-сказка возникновения шахмат
«В стране шахматного королевства» Волшебная
доска «Шахматный алфавит»
Обобщающее занятие на тему «Волшебная
доска»
«Шахматные фигуры»
«Начальное положение»
«Шахматная фигура Ладья»

2
3
4
5
6

Кол-во занятий
Т
П
1

1
1
1

Всего
1

4

4

1

1
1
1
1
7

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

«Шахматная фигура Слон»
«Ладья против слона» (игровая практика)
«Шахматная фигура Ферзь»
«Шахматная фигура Ферзь» (игровая
практика)
«Шахматная фигура Конь»
«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
«Шахматная фигура Пешка»
«Пешка» в игре
«Сила шахматных фигур»
«Шахматная фигура Король»
«Шахматная фигура Король» (игровая практика)
«Шах»
«Шах и мат»
«Мат в один ход»
«Ничья и пат»
Шахматный КВН
Итого

1
1

1
1

1

9

2
1
2

1
2
2
2

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
32

Учебный план 3-й год обучения (6- 7 лет)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Наименование тем
Вводное занятие.
Повторение пройденного материала
«Сила шахматных фигур»
«Рокировка»
Шахматная партия
«Шахматные часы» «Великие
гроссмейстеры»
Решение шахматных задач и этюдов. Игра в
парах.
Шахматная нотация.
Сравнительная ценность шахматных фигур.
Первые ходы. Игра в парах.
Викторина «Шахматы»
Обобщающее занятие «В гостях у шахматного
короля»
Игровая практика. И король жаждет боя.
Играем и выигрываем. Работа в парах.
Шахматный турнир на личное первенство
Решение шахматных задач и этюдов.
Играем и выигрываем. Работа в парах. Игровая
практика.
Шахматный КВН
Повторение программного материала.
Игра всеми фигурами. Это интересно
Интеллектуальный турнир
Решение шахматных задач и этюдов.
Повторение программного материала

Кол-во занятий
Т
П
1

Всего
1

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2
2

1

1

2

1
1

1
1
1
1
1

2
2
1
1
1

1

1
1
1
1
1

2
1
1
1
1

1
1

1
2

1
2

1
2

1

8

21
22

Повторение программного материала.
Игра всеми фигурами
«Шахматный Турнир». До свидания
шахматная страна.
Итого

10

1

1

1

1

22

32

2.2 Календарный учебный график
Содержание

Количество возрастных групп

Сроки обучения
(сентябрь-май)
Продолжительность занятия (мин) в
неделю
Регламентирование образовательного
процесса на день
Режим работы образовательного
учреждения

Наименование возрастных групп

Средняя
группа

Старшая
группа

1

1

Подготовительная
группа
1

32 недели
20 мин

25 мин

30 мин

2 половина дня
7.45. -18.15.

3. Содержание программы «Шахматы для малышей»
Содержание работы 1-й год обучения 4-5 лет
«В стране шахматного королевства» Цель: познакомить детей с шахматной
игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.
Самостоятельные игры с шахматными фигурами.
«Знакомство с шахматными фигурами» Цель: познакомить детей с
шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в
нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую
моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами. Д/и
―Большая и маленькая, ―Что общего? «Найди фигуру», «Угадай-ка», «Кто
быстрее». Раскраски. Просмотр мультфильма. д/и ―Большая и маленькая‖,
―Что общего? «Найди фигуру», «Угадай-ка», «Кто быстрее». Раскраски.
Просмотр мультфильма
«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок») Цель: закрепить
названия шахматных фигур, развивать внимательность, память.
Воспитывать желание играть с шахматными фигурами. Д/и «Чудесный
мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало».
Игры на закрепление д/и ―Большая и маленькая, ―Что
общего? «Угадай-ка».
9

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка») Цель: продолжать
закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном
названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью
дидактических игр- заданий. Воспитывать желание играть с шахматными
фигурами. Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный
мешочек».
«Фиксики шахматы» просмотр мультфильма. (обсуждение) Цель:
продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в
правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с
помощью дидактических игр- заданий. Воспитывать желание играть с
шахматными фигурами. Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки»,
«Чудесный мешочек».
«Начальное положение» Цель: познакомить детей с новыми понятиями:
«начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь
любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами.
Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. Д/и
«Путаница», Раскраски, «Кто быстрее расставит». Д/и «Какой фигуры не
стало?», блиц опрос по пройденным темам, работа с раскрасками, закрась
фигуры, найди ошибку в расстановке.
«Волшебная доска» Цель: продолжать знакомить детей с начальной
расстановкой фигур. Закрепить материал посредством дидактических игрзаданий. Формировать навык самоконтроль. Познакомить с новыми
понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых,
черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные.
Развивать внимательность. Воспитывать усидчивость. Д/и «Путаница», «Да
и нет». Блиц опрос по пройденным темам, работа с раскрасками. «Выложи
шахматную дорожку», раскрась шахматное поле. Выложить фишками
шахматную дорожку – вертикаль, горизонталь, работа с диаграммами.
Раскрасить шахматные дорожки (1-ю горизонталь, самую длинную
диагональ и т. д.) Д/и «Диагональ, «Вертикаль», «Горизонталь», «Центр».
«Шахматная фигура ладья» Цель: познакомить детей с шахматной
фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Ладья ходит по прямым
линиям: горизонталям, вертикалям. Место ладьи в начальном положении.
Ход
ладьи.
Развивать
творческие
способности.
Воспитывать
самостоятельность при выполнении заданий. Игра на «уничтожение» (ладья
против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), д/и
«Цепочка». Дидактические задания и игры ―Перехитри часовых, ―Один в
поле воин, ―Кратчайший путь. Слепить шахматную фигуру ладья,
«Лабиринт». «Загадки шахматной шкатулки», игры и упражнения в паре.
Рисование «В шахматном королевстве» Цель: побуждать детей к
самостоятельному созданию художественного образа игры с шахматными
фигурами. Разучивание стихов о фигурах. Отгадывание загадок, заданиеэстафета «Кто правильнее расставит начальную позицию», коллективный
рисунок на шахматную тематику, сюрприз. Повторение пройденного
10

материала. Игры на закрепление.
Семейный досуг в «Шахматный КВН». Цель: показать родителям чему дети
научились в течение года.
Содержание работы 2-й год обучения 5-6 лет
Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат.
Цель Знакомство с историей возникновения шахмат. Воспитывать у детей
интерес к шахматам, целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость
«В стране шахматного королевства» Волшебная доска. «Шахматный
алфавит» Цель: Познакомить детей с понятием «Шахматная игра»,
способствовать развитию интереса к игре в шахматы. Познакомить детей с
новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и черные поля»,
чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля
квадратные, «центр шахматной доски». Учить правильно, располагать доску
между партнерами. Закреплять полученные знания посредством
дидактических игр-заданий. Познакомить с новыми понятиями:
горизонтальная и вертикальная линии. Познакомить детей с «дорожками»
шахматной доски, по которым передвигаются шахматные фигуры.
Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
познакомить с новым понятием: «диагональ». Закреплять полученные знания
с помощью игр-заданий. Познакомить детей с новым понятием «шахматный» алфавит, упражняться в нахождении «адреса» шахматного
поля. Игра «Шахматное лото», Игра «Почта». Учить детей ориентироваться
на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Ввести понятие о
шахматной нотации. Познакомить детей с обозначением полей на шахматной
доске.
«Шахматные фигуры» Цель: Познакомить детей с шахматными фигурами,
белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить
сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной
фигуры в ряду остальных. Закрепить знания о шахматных фигурах.
Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту
или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные
знания с помощью дидактических игр-заданий.
«Начальное положение» Цель: познакомить детей с новыми понятиями:
«начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить
правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством
дидактических игр- заданий. Продолжить знакомить детей с начальной
расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью
дидактических игр-заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
«Шахматная фигура Ладья» Цель: Познакомить детей с шахматной
фигурой «ладья». Место ладьи в начальном положении. Продолжать
знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в
начальном положении, ход ладьи. Закрепить полученные знания посредством
дидактических игр.
11

«Шахматная фигура Слон» Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой
«слон». Место слона в начальном положении. Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении,
ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям,
как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством
дидактических игр.
«Ладья против слона» (игровая практика) Цель: Закреплять полученные
детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на
шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между
фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске
и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. Закреплять
полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой
практике на шахматной доске; учить детей следовать определенным
правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая
предыдущий ход соперника и предвидя очевидный ход; учить детей
понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
«Шахматная фигура Ферзь» Цель: Познакомить детей с шахматной
фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. Продолжать
знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в
начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия
ферзем. Закрепить полученные знания
посредством дидактических игр.
«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика) Цель: Закреплять
полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на
шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной
партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя
ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед
ними учебную задачу. Продолжить закреплять полученные знания детей о
шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; Работа
парами за шахматной доской. Выполнение игр-заданий, решение простейших
шахматных задач.
«Шахматная фигура Конь» Цель: Познакомить детей с шахматной
фигурой «Конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий,
творческих заданий. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой
«конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в
начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и взятии.
Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними
учебную задачу
«Шахматная фигура Конь» (игровая практика) Закреплять полученные
детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной
доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о
шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. Закреплять
12

полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике
на шахматной доске; Выполнение игр-заданий, решение простейших
шахматных задач.
«Шахматная фигура Пешка» Цель: Познакомить детей с «пешкой». Место
пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе
Закрепление изученного материала –выполнение игр-заданий, творческое
задание. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой «пешка»,
вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило
«взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение
пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игрзаданий.
«Пешка» в игре. Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение»
(пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух,
многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
«Сила шахматных фигур» Цель: Формирование у детей понимания игровой
стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения
шахматных фигур.
«Шахматная фигура Король» Цель: Познакомить детей с шахматной
фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий,
творческое задание. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой
«король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место
короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие –
«контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощь
дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно.
«Шахматная фигура Король» (игровая практика) Цель: Закреплять
полученные детьми знания о шахматной фигуре «король» в игровой практике
на шахматной доске; Выполнение игр-заданий, решение простейших
шахматных задач.
«Шах» Цель: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя
вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен
шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством
индивидуальных игр-заданий,
учить детей правильно понимать
поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
«Шах и мат» Цель: Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с
новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в
ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством
индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную
учебную задачу и самостоятельно ее решать.
«Мат в один ход» Цель: Познакомить с новым понятием – «мат в один ход».
Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая
объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять
полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий,
13

учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее
решать.
«Ничья и пат» Цель: Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и
«пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к
ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду
остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством
практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать
поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Шахматный КВН. Цель: обобщение знаний детей в процессе игровой
практики с шахматными фигурами и шахматной доской. Воспитания у детей
воли, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в
принятии решения.
Содержание работы 3-й год обучения 6-7лет
Вводное занятие. Повторение пройденного материала Цель: продолжать
учить оценивать свои достижения и достижения других детей. Играть всеми
фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения
с партнерами по игре.
«Сила шахматных фигур» Цель: Формирование у детей понимания игровой
стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения
шахматных фигур.
«Рокировка» Цель: Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка»,
«длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки.
Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Шахматная партия Цель: Познакомить детей с новыми понятиями –
«дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и
невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной
игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения
партнеров во время шахматной игры.
«Шахматные часы». «Великие гроссмейстеры» Цель: познакомить детей с
часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с
новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию»,
«контроль времени». Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к
игре в шахматы; закреплять умение решать шахматные задачи, этюды.
Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально
распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске,
достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.
Решение шахматных задач и этюдов. Игра в парах. Цель: Закреплять
знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться
небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать
выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.
Закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать
усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.
Практические упражнения. Закреплять знания о принципах разыгрывания
дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными
14

силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться
ничьей, находясь в трудном положении. Учить детей следовать
определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы
поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя очевидный
ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними
учебную задачу.
Шахматная нотация. Знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая
фигура с какого поля, на какое идёт.
Сравнительная ценность шахматных фигур. Цель: Закрепить знания детей
о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры.
Первые ходы. Игра в парах. Цель: Упражнять в планировании и
продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых
шагов на игровом поле. Игры в парах. Закреплять знания детей, полученные
на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно
рассчитывать, правильные ходы. Практические упражнения.
Викторина «Шахматы» Цель: Закреплять знания игры в шахматы.
Соревнование.
Обобщающее занятие «В гостях у шахматного короля» Цель: закрепить
знание детей названий шахматных фигур, о их передвижении на шахматной
доске, знание шахматной доски. Упражнять в умении отгадывать загадки.
Развивать усидчивость, терпение, умение принимать решение. Воспитывать
интерес к игре в шахматы.
Игровая практика. И король жаждет боя. Закрепить полученные знания,
решая шахматные задачи, дидактические игры-задания. Игровая практика.
Разыгрывание шахматных партий между детьми. Закрепление представлений
и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения
записывать шахматную нотацию. Закрепить полученные знания, решая
шахматные задачи, дидактические игры-задания. Игровая практика.
Разыгрывание шахматных партий между детьми.
Играем и выигрываем. Работа в парах. Цель: продолжать учить играть
всеми фигурами из начального положения учить сравнивать фигуры,
показывать их различие и сходства; развивать произвольное внимание,
логическое мышление, тонкую моторику учить детей следовать
определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы
поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя очевидный
ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними
учебную задачу.
Шахматный турнир на личное первенство Цель: Создать у детей
ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в
шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях;
активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать
интерес к игре, развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях;
поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в
15

шахматы, проявляя настойчивость, целеустремленность
Шахматный КВН. Цель: обобщение знаний детей в процессе игровой
практики с шахматными фигурами и шахматной доской. Воспитания у детей
воли, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в
принятии решения.
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Это
интересно. Цель: Оценивать свои достижения и достижения других детей.
Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать
комфортные отношения с партнерами по игре. Побуждать детей к
самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес
познакомить с интересными фактами из истории шахмат. Выполнение
дидактических игр-заданий.
Интеллектуальный турнир Цель: Закрепление знаний и умений,
полученных ранее; Формирование понятия «Связка». Выполнение игровых
заданий.
Решение шахматных задач и этюдов. Повторение программного
материала. Цель: Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта;
учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами,
сохранившимися на доске,
достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.
Закрепление пройденного материала, развитие логического мышления,
умения отстаивать свое мнение. Решение шахматных задач, формирование
навыка самоконтроля.
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами Цель:
Оценивать свои достижения и достижения других детей. Играть всеми
фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения
с партнерами по игре.
«Шахматный Турнир» До свидания шахматная страна. Цель: Развитие
познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты
реакции, посредством игровых развивающих заданий. Закреплять
пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры, что такое нотация,
рокировка. Игра в парах.
Игры и упражнения по обучению детей шахматной игре.
Узнаваемость фигур. Нахождение фигуры по названию, цвету. Конь, пешка,
ладья, король, ферзь, слон. Произношение названий, показанных фигур.
Конь, пешка, ладья, король, ферзь, слон. Определение цвета (Белый –
Черный). (Большой – Маленький). Один – Много. Счет: 1,2, 3.
Д/и «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка».
«Большая и маленькая»- развитие глазомера, внимания.
Д/и «Запретная фигура» - называются все фигуры, кроме запретной вместо
названия нужно говорить секрет- развитие произвольного внимания.
Д/и «Что общего»- учить детей находить общее и различное в предметах.
16

Д/и «Прятки»- спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок
должен их найти и назвать. Потом фигуры прячет ребенок.
Д/и «Чудесный мешочек»- сенсорное развитие.
Д/и «Кто быстрее и точнее»- расстановка шахматных фигур
Д/и «Что изменилось» - нахождение ошибки в расстановке, развитие
внимания, памяти.
Ориентировка на шахматной доске. Середина – Край. Угол – Центр.
Поставить названную фигуру в центр, край, угол.
Упражнения с шахматным королем. Поставить короля в центр, край, угол
доски. Нахождение соседних клеточек. Счет до 3, 5, 8 (для наиболее
развитых детей).
Ориентировка на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ.
Упражнения с шахматным королем, поставить короля в центр, край, угол
доски. Нахождение соседних клеточек. Счет до 3, 5, 8 (для наиболее
развитых детей). Использование фишек.
Упражнения с шахматным ферзем, поставить ферзя в центр, край, угол доски.
Нахождение соседних клеточек. Счет до 3, 5, 8 … (для наиболее развитых
детей). Использование фишек.
Упражнения с шахматным слоном. Поставить слона в центр, край, угол
доски. Нахождение соседних клеточек. Счет до 3, 5, 8 … (для наиболее
развитых детей). Использование фишек.
Упражнения с шахматным конем. Поставить коня в центр, край, угол доски.
Нахождение соседних клеточек. Счет до 3, 5, 8 ….(для наиболее развитых
детей). Использование фишек.
Упражнения с шахматной ладьей. Поставить ладью в центр, край, угол доски.
Нахождение соседних клеточек. Счет до 3, 5, 8… (для наиболее развитых
детей). Использование фишек
Шахматная доска.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
«Горизонталь»
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль»
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ»
То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Шахматные фигуры.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
«Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,
каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай, ка»
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
17

догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура»
Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют
все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее,
вместо названия этой фигуры надо сказать «секрет».
«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?»
Педагог бере т две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга, чем отличаются (цветом, формой).
«Большая и маленькая»
На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее
в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в
начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями
и
начальной
р а с с т а н о в к о й фигур.
«Мешочек»
Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет»
Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч»
Педагог произносит какую-либо фразу о начальном положении: «Ладья
стоит в углу» и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно,
то мяч следует поймать.
Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», беспольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество,
легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
«Игра на уничтожение»
Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико- синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт»
18

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь»
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля»
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля»
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя.
«Атака неприятельской фигуры»
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так,
чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар»
Белой фигурой надо напасть одновременно на 2 черные фигуры.
«Взятие»
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –побить
незащищенную фигуру.
«Защита»
Одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру»
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они
проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности»
Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными»
полями. Выигрывает побивший все фигуры противника.
Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее правила.
«Шах или не шах»
Проводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит
ли король под шахом или нет.
«Дай шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов»
19

Каждой из 5 белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха»
Белый король должен защищаться от шаха.
«Мат или не мат»
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, дан
ли мат черному королю.
«Рокировка»
Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
«Первый шах»
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот,
кто объявит первый шах.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию
«Два хода»
Чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.
Ценность шахматных фигур.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
«Кто сильнее?»
Педагог показывает 2 фигуры с спрашивает, какая фигура сильнее, на
сколько очков.
«Обе армии равны»
Педагог ставит на столе от 1 до 4 фигур и просит расположить на
своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыши материала»
Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в
которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита»
В учебных положениях требуется найти ход,
позволяющий
сохранить
материальное равенство.
Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
«Шах или мат»
Шах или мат черному королю?
«Мат или пат»
Определить мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход»
Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию»
Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну
20

из крайних вертикалей и горизонталей.
«В угол»
Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем
на угловое поле.
«Ограниченный король»
Надо сделать ход, после которого у черного короля остается наименьшее
количество полей для отхода.
Достижение мата. Защита от мата.
Учебное положение на мат в один ход в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
«Объяви мат в два хода»
В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата»
Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Тактические приемы.
Достижение материального перевеса с помощью тактических приемов:
двойной удар, открытое нападение. Двойной шах, открытый шах, вилка,
связка. Типы матовых комбинаций. Шахматные комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
«Объяви мат в один ход»
Требуется объявить мат в один ход.
«Сделай ничью»
Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала»
Провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального
перевеса.
Для успешной реализации поставленных задач Программа предполагает
тесное взаимодействие с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и
информативном.
Формы работы с родителями: Посещение родителями мероприятий в клубе
«Игротека» (особенно важен начальный этап обучения), индивидуальные и
коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях),
организация тренингов по шахматам для родителей, семейные мероприятия
(праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике,
на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности,
приобретенные в ходе работы по всем разделам программы). Оформление
информационных стендов, буклетов, памяток для родителей.
4. Оценочные материалы
Критерии и способы определения результативности.
21

Способом определения результативности реализации программы является
диагностика, которая детей проводится в игровой форме, 1 раз в год в мае.
Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту. Методы
проведения
педагогической
диагностики:
наблюдение,
беседы,
дидактические игры, в режиме дня педагог создает диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Результаты
педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования
(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории
или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации
работы с группой детей. Диагностика проводится по трем уровням: высокий,
средний, низкий.
Условные обозначения: 2 - высокий уровень. 1 – средний уровень 0 –
низкий уровень
Количественный анализ результатов мониторинга: (1год)
Критерии уровней развития детей
9 – 12 Высокий уровень
– Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом
одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и
белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше.
Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя:
справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия
шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них.
6 - 8 Средний уровень
– Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются
найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету:
черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с
небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и
правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная.
0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной
игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру:
длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не
умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными
фигурами.
№

ФИ
ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Умение
отличать
фигуры
по
цвету и форме

Основные
характеристики
(квадратная и
ее
клетки
окрашены
в
темный
и
светлый цвет)

Знает
некоторые
названия
шахматных
фигур
(королева,
пешка,
конь)

Расположение
между
соперниками:
справа
от
каждого
игрока угловое
поле
будет
белого цвета

Проявление
фантазии
в
игре
с
шахматными
фигурами

Увлечение
игрой

Итог

22

Количественный анализ результатов мониторинга: (2 год)
Критерии уровней развития детей
9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в
шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы. Знают названия
шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют
ориентироваться на шахматном поле
6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не
продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии
шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры.
Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда
различают горизонталь, вертикаль, диагональ.
0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной
игре. Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия
каждой фигуры. Не умеют ориентироваться на шахматном поле.
№

ФИ
ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Дети
знают
названия
шахматных
фигур и умеют
отличать
их
друг от друга

Правильно
помещать
шахматную
доску между
партнерами,
расставлять
фигуры перед
игрой

Правила
хода
и
взятия
каждой
фигуры

Различать
горизонталь,
вертикаль,
диагональ

Умеют играть
по
частям,
знают правила

Увлечение
игрой

Итог

Количественный анализ результатов мониторинга: (3 год)
Критерии уровней развития детей
17 – 24 баллов - высокий: ребенок имеет представление о «шахматном
королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет
шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает
важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
9 - 16 баллов - средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 - 8 - низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не
различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных
фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет
записывать шахматные партии.
ФИ
ребен
ка

Шахмат
ные
термин
ы

Назва
н ия
шахм
ат
ных
фигур

Правил
а хода и
взятия
каждой
фигуры

Ориентир
оваться
на
шахматно
й доске

Играть
каждой
фигурой
в
отдельн
ости и в
совокуп
ности с
другими

Правиль
но
помещат
ь
шахматн
ую доску
между
партнёра
ми

Прави
льно
расста
вля
ют
фигур
ы
перед
игрой

Разли
чать
гориз
онтал
ь,
верти
каль ,
диаго
наль

Рок
иро
вать

Объяв
лять
шах

Ставить
мат

Решат
ь
элем.
задач
и на
мат в
один
ход

23

и
т
ог

фигурам
и

Формы подведения итогов реализации Программы
-конкурсная игра в шахматы,
- участие в турнирах на личное первенство,
- участие в Шахматном КВН,
-участие в Шахматной викторине,
-показатели диагностики.
5. Условия реализации Программы
Материально – техническое обеспечение
Занятие проводится в групповом помещении. Групповые пространства
оборудованы материалами для игры в шахматы:
-детская мебель (столы, стулья),
- наборы настольных шахмат,
-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных
фигур,
- шахматные часы,
-дидактические игры для обучения игре в шахматы,
-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации и др.),
-проектор,
-ноутбук,
-магнитофон,
- доступ к сети интернет для демонстрации мультфильмов
6.Методические материалы
1.Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
3.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
4.Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
5.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
6.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
7.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
8.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
9.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000.
10.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
24

11.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Информационно - образовательные ресурсы
https://chess555.narod.ru/imp1.htm
https://chess555.narod.ru/books.htm
https://chess555.narod.ru/
https://suhin.narod.ru/
http://www.shahmatik.ru/.
http://webchess.ru/ebook/
Дидактические сказки интернет источник
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы
ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. –
М.: Педагогика, 1991.

25

Приложение 1
Советы юным шахматистам
Дорогие ребята! Мы с вами начинаем путешествие в шахматное
королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте.
Оно расположено на шахматной доске. Его обитатели подчиняются строгим
законам и соблюдают древние обычаи. Стать настоящим шахматистом
сможет лишь тот, кто хорошо изучил эти законы и обычаи, уважает и
соблюдает их.
Путешествуя по этой славной стране, вы овладеете тайнами самой
интересной игры, которую изобрело человечество. Вы подружитесь с
обитателями шахматного королевства и приобретете друзей на всю жизнь.
Кто будет всегда внимательно слушать, тот может вскоре сказать: «Я
умею играть в шахматы!». А это значит, что в семью шахматистов пришло
новое пополнение. А еще это значит, что у каждого из вас появилось много
новых друзей на земле. Там, где вы побываете, обязательно найдете их, и с
помощью шахмат познакомитесь поближе. Потому, что повсюду есть люди,
которые умеют и любят играть в шахматы. Потому что девиз всех
шахматистов: «Мы – одна семья».
У шахмат есть своя богиня КАИССА – так зовут ее. Пускай надолго это имя
Войдет в сознание твое. А мы приветствуем с ней вместе и огонек в твоих
глазах, И в этом славном королевстве Твой первый шаг, твой первый!
На первых порах вы, конечно же, будете чаще проигрывать, чем
выигрывать. Но не надо отчаиваться, со всеми бывает такое. Потом вы
обязательно научитесь хорошо играть, и кто-то из вас обязательно станет
чемпионом. Сначала чемпионом детского сада, потом чемпионом всей
страны. А потом и чемпионом всего мира. Желаем вам удачи!

26

Приложение 2
Перечень сказок и рассказов для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Перечень мультфильмов о шахматах
Ежик-шахматист
Шахматы - Смешарики 2D
Гамбит
Вокруг шахмат (All Around Chess) 1990
Мишка Бернард: Шахматы
Маша и Медведь - Ход конем (28 Серия)
Игра Джери | Cтаричок с шахматами
Фиксики - Шахматы | Познавательные мультики для детей, школьников
Приключения Стремянки и Макаронины
Ну погоди. 13 выпуск
Три кота: Шахматы
Пластилиновая шахматная партия
Большое шахматное путешествие 2
Большое шахматное путешествие 3
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
27

Приложение 3
Сказка на закрепление ходов шахматных фигур и начальной позиции
шахматных фигур перед началом шахматной партии.
«Шахматный замок»
Гуляет Король по шахматному полю, ромашки собирает, видит стоит
замок красивый, чёрно-белый. Постучался…
Король: — кто в замке живет? Кто в черно-белом живет?
Никто не отозвался, зашел Король и стал жить.
Идут по полю восемь пешек, песенку поют, видят замок стоит.
Постучались…
Пешка: — кто в замке живет? Кто в черно-белом живет?
Король: -Меня все атакуют, со мной вступают в бой! Я главная
фигура, зовут меня Король! А вы кто?
Пешка: — Мы пешки.
В начале боя встанем в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый шаг свершаем,
То через клеточку шагаем,
Потом по клеточке одной,
Едим врагов лишь по косой.
Мы назад не отступаем,
и в бой нас первыми бросают!
Пусти на с к себе жить, мы будем тебя защищать!
Король: заходите, мне нужны защитники!
Идут по полю Ладьи, цветочки нюхают, видят стоит замок.
Постучалась…
Ладья: — кто в замке живет? Кто в черно-белом живет?
Король: -Меня все атакуют,
Со мной вступают в бой!
Я главная фигура, зовут меня Король!
Пешка: — Мы пешки.
В начале боя встанем в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый шаг свершаем,
То через клеточку шагаем,
Потом по клеточке одной,
Едим врагов лишь по косой.
А вы кто?
Ладья: — Мы Ладьи!
Фигуры мы упрямы,
28

Из угла идем лишь прямо.
Ходить умеем по вертикали,
И еще по горизонтали.
Возьмете нас к себе, на край доски, замок охранять?
Король: заходите!
Скачут по полю кони, видят стоит шахматный замок, постучались….
Конь: — кто в замке живет?
Кто в черно-белом живет?
Король: -Меня все атакуют,
Со мной вступают в бой!
Я главная фигура, зовут меня Король!
Пешка: — Мы пешки.
В начале боя встанем в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый шаг свершаем,
То через клеточку шагаем,
Потом по клеточке одной,
Едим врагов лишь по косой.
Ладья: — Мы ладьи!
Фигуры мы упрямы,
Из угла идем лишь прямо.
Ходить умеем по вертикали,
И еще по горизонтали. А вы кто?
Конь: — Мы шахматные кони!
Нас травой кормить не надо.
Мы любим буквой «Г» ходить,
Пусть пешки встанут плотным рядом,
Вперед мы можем проскочить!
Возьмете нас к себе помощниками.
Король: заходите, нам нужны такие воины!
Шагают по полю слоны, увидели шахматный замок, постучались…
Слон: — кто в замке живет? Кто в черно-белом живет?
Король: -Меня все атакуют,
Со мной вступают в бой!
Я главная фигура, зовут меня Король!
Пешка: — Мы пешки. В начале боя встанем в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый шаг свершаем,
То через клеточку шагаем,
Потом по клеточке одной,
Едим врагов лишь по косой.
Ладья: — Мы ладьи!
Фигуры мы упрямы,
Из угла идем лишь прямо.
29

Ходить умеем по вертикали,
И еще по горизонтали.
Конь: — Мы кони!
Нас травой кормить не надо.
Мы люблю буквой «Г» ходить,
Пусть пешки встанут плотным рядом,
Вперед мы можем проскочить!
А вы кто?
Слон: — Мы шахматные Слоны!
Мы воины очень смелые,
Чуть ладью вчера не съели мы.
По диагонали строго ходим,
Порядок на доске наводим!
Возьмете нас в свою армию?
Король: заходите, вы нам пригодитесь!
Гуляет по полю Ферзь, видит замок стоит, спрашивает….
Ферзь: — кто в замке живет? Кто в черно-белом живет?
Король: -Меня все атакуют,
Со мной вступают в бой!
Я главная фигура, зовут меня Король!
Пешка: — Мы пешки. В начале боя встанем в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый шаг свершаем,
То через клеточку шагаем,
Потом по клеточке одной,
Едим врагов лишь по косой.
Ладья: — Мы ладьи!
Фигуры мы упрямы,
Из угла идем лишь прямо.
Ходить умеем по вертикали,
И еще по горизонтали.
Конь: — Мы кони!
Нас травой кормить не надо.
Мы люблю буквой «Г» ходить,
Пусть пешки встанут плотным рядом,
Вперед мы сможем проскочить!
Слон: — Мы шахматные слоны!
Мы воины очень смелые,
Чуть ладью вчера не съели мы.
По диагонали строго ходим,
Порядок на доске наводим! А ты кто?
Ферзь: — Я Ферзь, самая сильная шахматная фигура.
Ходить могу по горизонтали и по вертикали, как ладья,
Захочу могу и по диагонали как слон.
30

Высоко меня оценит, опытный игрок!
Король: — заходи к нам жить, замок охранять, нам нужны сильные
воины!
Ферзь: — я буду за вас сражаться, если вы мне уступите место рядом с
королем и на клеточку того цвета какого я сама.
В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
По кроям ладьи стоят. вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Следом наши храбрые слоны,
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
Каждый ферзь любит свой цвет.
С тех пор живет вся шахматная армия дружно, защищают короля
Сказка про падишаха.
Примерно 2 тысячи лет назад в Индии жил один могущественный и
невероятно богатый падишах Шеран-Шихран. Он владел сотнями дворцов и
имел сильную армию, которая под его руководством совершала
воинственные набеги на другие государства.
Прошло время, падишах всех своих неприятелей победил и завоевал
их земли, ведь у него была самая мощная армия во всем мире. Она состояла
из ста тысяч воинов, десятков тысяч конных всадников с прочными
доспехами, скоростных колесниц и слонов, которым не было равных, ведь в
старину не было ни танков, ни самолетов.
Ни одна сила в мире не могла противостоять им – они все
преодолевали и разрушали. Неприятелей не осталось – все противники были
повержены.
Великий падишах заскучал, так как раньше не было мультфильмов,
ведь ни компьютеров, ни планшетов еще не существовало.
Немного развеселила великого государя царская охота, но длилось это
недолго, так как все звери были пойманы и сидели на цепях. Не осталось ни
одного развлечения у Шеран-Шихрана.
Падишах побыл еще на троне пару недель и заорал: «Мне очень
скучно! Быстро ко мне доставьте всех мудрецов и волшебников!». Все умы
государства собрались перед правителем, который им сообщил:
«Развеселите меня, как угодно. Придумайте интересное занятие, чтобы меня
оно увлекло. Кто сможет сделать это – тому дам кучу золота, а кто нет –
пеняйте на себя! Отрублю голову».
Расстроились мудрецы, но стали ломать голову, как угодить великому
падишаху, так как не хотели терять жизни, а времени им правитель дал всего
три дня и три ночи.
31

Срок вышел, и грозный владыка вновь созвал всех у себя во дворце.
«Ну что, придумали, как развеселить меня», – грозным голосом промолвил
падишах.
Один волшебник достал цепочки из золота и кубики из серебра.
Поиграл ними падишах несколько часов и заорал: «Вон с глаз моих долой,
не хочу тебя видеть, а то отрублю голову». Хорошо, хоть не казнил чародея.
Следующий мудрец вручил владыке шарики из изумрудов. Тот их
покатал немного и снова прогнал мудреца.
Так падишах всех выгнал из дворца, и остался единственный, самый
знаменитый. Владыка задал ему вопрос: «А что ты мне приготовил?».
Самый опытный мудрец достал из ларца ящик из дерева, внутри
которого лежали фигурки из обычного дерева. Владыка заорал: «Что ты мне
принес? Другие предлагали золотые и бриллиантовые вещи, а что это?». На
что мудрец ответил: «Не все ценится, что блестит и дорого стоит».
Решил владыка внимательно посмотреть на фигурки из дерева и о
чудо, он узнал в них свою армию. Там были боевые кони и слоны, пехота,
крепости и он сам. После мудрец вытянул из ларца доску с черными и
белыми квадратами, после расположил на ней фигурки. С одного края была
размещена белая армия, а с другого черная. Падишах рассмеялся: «Неужели
ты считаешь, что я самый грозный полководец во всем мире не смогу
победить отряд фигурок?». Мудрец рассказал правила, после чего началось
сражение на доске. Спустя несколько часов индийский государь понял, что
настоящими войсками управлять намного легче, а сама игра сильно
увлекает.
Падишах сидел за этой игрой дни и ночи напролет, его соперниками
были все придворные и мудрецы, но он научился так играть, что никто не
мог его победить. Мудреца, который придумал это увлечение, великий
владыка щедро наградил золотом и бриллиантами.
Когда падишах доходил до неприятельского короля, то кричал: «Эй,
шах!». А когда тот был сражен на поле боя, владыка произносил: «Шаху
мат», так как поединок на этом заканчивался. С тех пор игра так и
называется «ШАХМАТЫ», что означает король погиб!

32

Сказка
Два государства располагались рядышком, а в них были свои
шахматные законы, которые принимали короли черного и белого цвета.
Разглашением законов занимались ферзи.
И вот в один момент короли издали указ о проведении сражений, так
как у каждого королевства было по 16 полей, а еще 32 оставались полностью
свободными.
Вот на них и развернулись яростные сражения за свободные земли.
Шеренги с пехотой наступали по прямой линии, слоны передвигались
по диагоналям, из-за спин пехоты выпрыгивали боевые кони, ладьи сновали
по полю вперед и вбок. Главные помощники ферзи тоже часто подключались
к бою – их можно было встретить в любом из квадратов.
И только короли не принимали участие в битвах, а сидели под охраной.
Через время остались только короли со свитой, все остальные погибли,
а бои прекратились.
Правители начали дружить друг с другом, приглашали своих прежних
неприятелей в гости, пешки, дойдя до края поля, становились важными
фигурами – ферзями.
На пустующих землях были построены дачи и заводы, засажены поля,
возведены фермы.
Войны прекратились, а короли лишь иногда вели шахматное сражение
на компьютере.

33

Сказка о путешествии шахмат по свету.
Вы ещё помните про царя? Так вот. Увлёкся царь игрой в шахматы, что
и думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал
их грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.
И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги.
Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и
пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А
там на великолепном резном столе стояли красивые шахматные фигуры.
Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного
царя правилам игры.
Всем королям подарили по набору шахмат. Разъехались гости, и
каждый увёз в свою страну прекрасную игру – шахматы.
Преодолели шахматы и глубокие моря, и горячие пески. Долго-долго
путешествовали они в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и
непроходимые пустыни.
Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шахматам на кораблях-ладьях
через моря-океаны пришлось плыть.
В честь этого путешествия даже одна шахматная фигура стала
называться ладьёй. Наконец, оказались шахматы в нашем государстве. И
вскоре стали любимой игрой.
А гости, приезжавшие в Россию, говорили, что никто в мире не искусен
в игре так, как россияне.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».