Консультация для родителей "ЭТОТ СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА"
11.02.2024
«Сказочный мир театра»
Что родителям надо знать об организации детской театральной
деятельности в домашних условиях?
Педагоги
утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так
как они интересны и малышам, и старшим дошколятам. Главное, сделать их доступными,
понятными и увлекательными для детей. Даже
самый маленький ребенок может принять участие в домашнем театральном действии,
если речь, характер персонажей и их действия понятны ему. Поэтому, вовлекая
кроху в театральные игры, лучше брать за основу веселые стишки, потешки, хорошо
известные сказки.
Детям
3-х лет будут интересны персонажи, которые похожи на них самих. Например,
взрослый предлагает малышу поиграть в настольный театр по мотивам сказки
"Колобок". Основные роли исполняет сам, а крохе поручает повторять
короткие реплики понравившегося героя, например, веселого колобка, доброго
зайчика или хитрой лисички. Даже для детей 3 лет не нужно учить наизусть
тексты, так как увлекательные действия героев, повторение реплик, динамичное
развитие сюжета способствуют быстрому запоминанию. После нескольких совместных
постановок малыш будет играть самостоятельно.
Детки 4-х лет могут уже сами выбирать сказку или даже
небольшой рассказ. Так как у дошкольников уже имеется некоторый опыт
театральной игры, взрослый более тщательно готовит драматизацию, обучая ребенка
эмоциональной и выразительной имитации движений, интонациям персонажей. Этому
помогут речевые упражнения, этюды на выражение тех или иных эмоций. Например, «Покажи,
как крадется волк», «Изобрази важного петушка», «Голосом передай хитрую лису».
Главное, подготовка не должна быть продолжительной по времени или слишком
нудной, иначе у ребенка пропадет интерес к игре, обучать можно в ходе
разыгрывания сценок. Детям в 4 года содержание выбранных текстов можно
разнообразить добавлением смешных эпизодов, новых персонажей, показать хорошо
известную сказку на новый лад.
Например, разыгрывая сказку "Волк и козлята",
предложить ребенку пофантазировать на тему, как козлята могли бы обмануть злого
волка. Однако даже для ребят 4-х лет, чтобы игра состоялась, требуется активное
участие взрослого, так как он знакомит с новым текстом, напоминает известные
сказки, побуждает дошкольника к игре сюрпризными моментами, например, в виде
загадки: «Возле леса на опушке трое их живут в избушке. У них есть три кровати,
три подушки. В гости к ним сейчас зайди и на стульях посиди» (Из сказки
"Три медведя")
Для старших дошкольников 5-и и 6-и лет
театрализованные игры становятся самостоятельным творчеством. Дети охотно
принимают участие в подготовке домашнего спектакля, исполняют главные роли.
Часто проявляют инициативу в выборе тематики, содержания театрализации,
обращаются с просьбой к родителям помочь им с костюмами и декорациями.
Главное, вовремя откликаться на просьбу
ребенка, помогать ему, а если предполагается праздник или семейное торжество,
можно предложить дошкольнику приурочить к нему театральную игру.
Можно
сделать семейной традицией обсуждение совместных домашних спекталей. В книжном
уголке заводится специальная полочка для текстов, которые будут разыгрываться.
Например, хорошо подходят для театра произведения С. Маршака «Кошкин дом», «Сказка
о глупом мышонке»; «Муха-Цокотуха» К. Чуковского; «Стрекоза и Муравей» И.
Крылова; «Живая шляпа» Н. Носова и многие другие детские произведения. Для поддержания интереса и обогащения
театральной деятельности необходима подборка костюмов, игрушек, пополнение
театрального домашнего уголка различными видами театров: настольным,
пальчиковым, теневым, куклами бибабо (состоящие из головы персонажа и одежды в
виде перчатки).
Постоянное включение инсценировок в повседневную жизнь
превратит театральные игры для дошкольников в такую же естественную потребность,
как настольные и сюжетно-ролевые.
Например,
можно развлечь бабушку пальчиковым театром по сказке «Репка», пока она готовит
ужин. Или при сборе на прогулку «позвать с собой погулять» куклу бибабо, с
которой весело играть в прятки.
Максимально активизировать детей в подготовке к
игре: вместе с мамой шить персонажи для пальчикового театра, подбирать костюмы
и игрушки для инсценировки, приобретать книжки с интересными иллюстрациями, вырезать
картонные фигурки для теневого театра, вместе с взрослым придумывать сценарий
для домашнего спектакля.
Для воспитания эмоционального отношения к игре и дальнейшего
формирования игровых умений обязательно фиксировать театрализации детей с
помощью фото и видео съемки. Это дает возможность постоянно просматривать
видеозаписи в семейном кругу, делиться впечатлениями, накапливать положительные
эмоции.
В
настольном кукольном театре хорошо использовать любые игрушки:
любимые
детьми мягкие (мишки, зайчики, лисички,
львята), пластмассовые (куклы,
пирамидки, машины, персонажи сказок), деревянные (кубики, домики, вкладыши).
Прекрасно подойдут игрушки-самоделки,
которые можно изготовить вместе с дошкольником из природного и бросового
материала (шишек, желудей, картона,
ткани, коробочек). Главное, чтобы игрушки были безопасны, устойчивы на столе,
понятны ребятишкам. В продаже есть готовые настольные театры по детским сказкам
«Колобок», «Репка», «Теремок», «Три
поросенка». Фигурки изготовлены из картонных шаблонов, которые нужно
вырезать и склеить, а могут быть деревянными, пластмассовыми.
Пальчиковый театр, пожалуй, самый любимый вид театра для
дошколят. Для игры в него требуется приобрести куклы и ширмочку. Кроме того,
нужна тренировка для обучения правильному вождению куклы за ширмой. Взрослый
показывает, что герой должен вступать в действие постепенно, а не выскакивать
неожиданно, напугав зрителей.
Нужно
научить ребенка выполнять определенные движения с куклой, одновременно вступая
в диалог с другими участниками спектакля. Этот вид игры доступен старшим
дошкольникам, уже имеющим опыт театрализации. Для драматизации можно
приобретать уже готовые тематические наборы игрушек, а можно изготавливать их
во время семейного досуга: голова и руки из папье-маше, платье из ткани.
Заинтересованные родители всегда смогут создать театр
для ребятишек своими руками и сами принимать активное участие в театральных
постановках.
Удачи вам, уважаемые родители, в воспитании талантливых детей!