Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
10.03.2024
"Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников
средствами музыки"
Каждый мальчик может
стать солдатом,
По небу лететь, по морю
плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну
защитить.
Но сначала на футбольном
поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и
школе
Примет он неравный,
трудный бой.
Не пустить чужих собак к
котёнку –
Потруднее, чем играть в
войну.
Если ты не защитил
сестрёнку,
Как ты защитишь свою
страну?
(А. Усачёв)
Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы
нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным
остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,
стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в
наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми
к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –
вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных
детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное
восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное
отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка
праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как
коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно
осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются
в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный
атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. Музыка способна
воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать
его нравственный и духовный мир.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение
имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такое важное
понятие, как любовь к Отечеству. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному
дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Большие потенциальные возможности
нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные
музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят
детей с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе,
жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения
знакомятся на музыкальных занятиях и при участии в народных праздниках.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее
настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом,
обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Посредством народной
музыки дети знакомятся с жизнью и бытом
народов, населяющих нашу малую Родину-Крым.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось
использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для
ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это
дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и
друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование
его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание
ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский
репертуар. Для того, чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, они
используются в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях –
после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с
изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном
концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Очень верно подметил русский
писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек
начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается
ему от матери».
Чувство любви к родной природе – еще
одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно
и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. В нашем детском саду это
достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального
искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей
разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности,
доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность
стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих
красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных
произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц.
Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти
ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
В заключении,
хочется отметить: старая истина – нельзя вырастить патриота, если не
патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды
отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы.